Великий пост – время, которое часто называют духовной весной. Но не потому, что этот период совпадает с календарным временем года. Весна – период возрождения. После зимнего оцепенения пробуждается природа: оттаивает земля и по стволам деревьев начинает быстрее течь живительный сок, который вот-вот прорвётся наружу нежной зеленой листвой. В это же время у растений закладываются бутоны цветов, которым чуть позже суждено стать плодами.С каждым глотком весеннего воздуха ощущается прилив сил и желание жить. Но жить по-новому, не как в прошлом или позапрошлом годах. Хочется изменить что-то, стать лучше, вырасти над собой. И у христиан есть замечательная возможность осуществить это, пройдя путём Великого поста, сердцевина которого – стремление к общению с Богом. Но это невозможно без достижения чистоты своего «духовного ока» – сердца – и как следствие, без покаяния.11 марта 2019 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, начальствующие, учащие и учащиеся Санкт-Петербургской Духовной Академии молились за первыми великопостными богослужениями в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.После утренних молитв священник Глеб Санюк совершил утреню и первый час, по окончании которого епископ Серафим прочитал особые «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», в которых у Бога испрашивается благословение на предстоящий период воздержания и дар покаяния, чтобы Господь удостоил поклониться «Святому Воскресению и на кончине живота нашего радости вечныя».По окончании небольшого перерыва иеромонах Феофан (Друганов) совершил третий, шестой и девятый часы, а также последование изобразительных. Череду утренних богослужений первого дня Святой Четыредесятницы завершила вечерня.
Вечером того же дня, во время великого повечерия епископ Петергофский Серафим прочитал первую часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.После повечерия владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, которое посвятил проблеме гордости. Епископ Серафим отметил, что в святоотеческой литературе этому греху уделяется особое внимание, как наиболее опасному в духовной жизни человека:
«Гордость, как ни один другой грех, деформирует и затмевает Божественный образ в человеке. Господь к каждому из нас проявляет Свою любовь и побуждает нас разделять ее друг с другом: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Горделивый человек не имеет любви, его душа охвачена себялюбием: он думает только о себе и считает себя выше и лучше всех. Неслучайно горделивость называется также эгоизмом – когда в центре жизни человека стоит его собственное эго и личные, чаще всего корыстные, интересы. Гордость вытесняет из человеческого сердца Бога, а вместе с Ним способность по-настоящему любить, понимать и жертвовать. Порабощенный духом гордости человек стремится во всем к превосходству над другими, в чем видит смысл своей жизни. Когда что-то происходит не так, как хочется, гордый человек в своем властолюбии может дойти до исступления, в состоянии которого он, подобно падшему деннице, способен решиться на страшные поступки. Апостол Иоанн Богослов прямо указывает, что гордость не есть от Бога, но представляет собой продукт греховного мира: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16).
Антиподом гордыни является смирение – способность объективно и трезво воспринимать себя. Смиренный человек характеризуется сохранением внутренней гармонии и мира с Богом, самим собой и окружающими людьми в любой жизненной ситуации. Состояние смирения – это пребывание в любви, связанное с отсутствием самовосхваления и осознанием того, источником всех наших заслуг является Господь».
Завершился первый богослужебный день заупокойной литией, которую совершил владыка ректор.За богослужениями первого дня Великого поста пели три хора Духовной Академии.
Пресс-служба СПбДА