Непрерывная память. Студенты совершили заупокойную литию на могиле преподавателя дореволюционной Академии

Непрерывная память. Студенты совершили заупокойную литию на могиле преподавателя дореволюционной Академии

На Никольском кладбище Александро-Невской лавры обрели место упокоения многие профессора Духовной Академии. Это ученые, посвятившие свою жизнь церковной науке. Среди них — заведующий кафедрой гражданской истории, помощник ректора по церковно-историческому отделению, профессор Михаил Осипович Коялович. В этом году, 2 октября исполняется 190 лет со дня его рождения.Непрерывная память. Студенты совершили заупокойную литию на могиле преподавателя дореволюционной АкадемииНа протяжении последних трех лет члены студенческого Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии следят за юбилейными датами почивших преподавателей, контролируют состояние надгробных памятников и совершают заупокойные богослужения. Накануне памятной даты они прибрали могилу профессора М. О. Кояловича: очистили от листвы и помыли надгробный памятник. В сам День рождения иеромонах Феофан (Друганов) совершил на месте его захоронения заупокойную литию, за которой молились студенты во главе с куратором общества Д. А. Карпуком.Непрерывная память. Студенты совершили заупокойную литию на могиле преподавателя дореволюционной АкадемииПосле общей молитвы к собравшимся обратился студент магистратуры чтец Серафим Кадура. Он рассказал о жизни профессора и обратил внимание на его вклад в развитие церковной истории в дореволюционной России:

«Михаил Осипович Коялович – интересная и многогранная личность и, к сожалению, об этом мало кто знает. Он стал родоначальником особого типа истории – православной. В историческом процессе он отводит главное место религиозности. И то, что мы пришли сюда сегодня – дань памяти великому человеку. И эта традиция Исторического общества и нашей Духовной Академии никогда не должна прекращаться».

  Непрерывная память. Студенты совершили заупокойную литию на могиле преподавателя дореволюционной АкадемииСправка:

Краткая биография М. О. Кояловича

Михаил Осипович Коялович – российский историк, публицист, действительный статский советник (1879).

Родился 2 октября 1828 года в местечке Кузница Сокольского уезда (ныне территория Польши), умер 23 августа 1891 года в Санкт-Петербурге. Его отцом был белорусский униатский священник, в 1839 году перешедший в Русскую Православную Церковь.

Михаил Осипович окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию в 1855 году. Преподавал там же: в 1856-57 – на кафедре сравнительного богословия и русского раскола, в 1857-69 – на кафедре русской гражданской и церковной истории, в 1869-91 – заведующий кафедрой русской гражданской истории. Одновременно исполнял должности инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии (1874-78), помощника ректора Академии по церковно-историческому отделению (1878-1891), был членом академического правления (1884-91).

Впоследствии, работал в журналах: «Журнал Министерства народного просвещения», «Церковный вестник», «Христианское чтение», «Гражданин», «Литовские епархиальные ведомости», «Минские епархиальные ведомости»; в газетах: «Русский инвалид», «Новое время» и «День».Непрерывная память. Студенты совершили заупокойную литию на могиле преподавателя дореволюционной Академии

Идеи

Ученый считал, что историческое познание невозможно вне субъективизма, присутствие которого «и неизбежно, и желательно». Задача историка состоит в том, чтобы определиться, в пользу какого субъективизма он делает выбор. Сам Коялович разделял идеи славянофилов, так как считал их мировоззрение наиболее соответствующим задачам понимания русской и всеобщей истории. Михаил Осипович развивал идею славянофилов о единстве русского народа (великороссов, малороссов и белорусов) и русской аристократии, основанной на православном вере, языке и кровном родстве.

Научная деятельность

Основные труды Михаила Кояловича посвящены церковно-бытовой и политической истории Великого княжества Литовского. Он внёс значительный вклад в выявление и издание источников по истории Белоруссии и Литвы.

Опубликовал «Документы, объясняющие историю Западно-Русского края и его отношения к России и Польше» (1865), «Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию…» (1867), «Дневник Люблинского Сейма 1569 года» (1869), «Памятники, относящиеся к Смутному времени» (в книге: «Русская историческая библиотека», т. 1, 1872), 5-й (совместно с С. Н. Палаузовым) и 6-й выпуски Великих Четьих-Миней митрополита Макария (1874, 1880) и другие. В последние годы жизни Коялович был занят подготовкой к изданию писем и донесений иезуитов о России конца XVII – начала XVIII веков (опубликованы в 1904 году).

Главный труд Михаила Кояловича – «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884; последнее издание – 1997). В нём он показал связь и преемственность различных научных школ и направлений в развитии русского научного сознания по отношению к своему историческому прошлому.

Влияние на науку и общество

Под влиянием воззрений ученого сформировались общественное течение и историческая школа, получившие впоследствии общее название «западно-русизма». Среди учеников М. О. Кояловича были исследователи истории Белоруссии и России: П. Н. Жукович, О. В. Щербицкий, Ю. Ф. Крачковский, Г. Я. Киприянович, И. А. Котович, Г. И. Шавельский, С. Г. Рункевич, А. С. Будилович, К. В. Харлампович и Е. Ф. Орловский.

Пресс-служба СПбДА

Опубликовано 03.10.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter