3 сентября 2010 года в актовом зале состоялась первая лекция по практическому руководству для будущих пастырей — студентов семинарии. Преподаватель протоиерей Вячеслав Харинов отметил, что лекции в грядущем году предстоят интерактивные, иными словами, будут проходить в форме семинаров.
Первая беседа не была приурочена к определенной теме и скорее являлась вводной. Отец Вячеслав предложил поговорить о предмете «магистральном», основополагающем – главных качествах пастыря и некоторых особенностях практического пастырского служения. Также были упомянуты письменные пособия, которые могут быть полезными.
«Каким должен быть пастырь»? – спросил отец Вячеслав, обращаясь к присутствующим в актовом зале. «Добрым», – прозвучал уверенный ответ. В желании быть добрым пастырем много трудного, но трудное не есть невозможное. Пастырь – консолидация многих качеств.
Пастырь должен быть врачом, психотерапевтом, должен собирать человека, собирать на исповеди человеческую личность, раздробленную грехом. Исповедь – это момент предельной самоконцентрации человека на себе самом, момент предельной искренности, когда человек узнает себя, отрезвляется. Человек несет на исповедь симптомы, а священник должен выявить точный диагноз и подвести исповедника к осознанию этого диагноза, вывести важную причинно-следственную связь. Помощником священника в этом деле, учителем психологии личности может послужить художественная литература. Отец Вячеслав призвал студентов обратить пристальное внимание на классическую русскую литературу – колоссальный феномен мирового масштаба: «Если мы проповедники Бога Слова, то должны уметь владеть словом».
Однако уповать на знание человеческой психологии не нужно, необходимо еще и учиться. Учиться внимательно, узнавать и воспринимать каждого человека, как посланника Божьего. Священник не должен быть невнимательным. Христос всегда был чрезвычайно внимателен.
Главнейшее условие для получения пастырского дара – любовь ко Христу, основополагающая в пастырском делании. Еще одно условие – увлечение Христом, но не в светском понимании как преходящее увлечение, а увлечение Христом до вечности.
Практическое пастырство заключается в том, что постоянно практикуешь. Каждую литургию нужно служить как последнюю, как служил святой праведный отец Иоанн, чудотворец Кронштадтский.
Важен и аспект педагогический. Священник выступает в роли педагога, общаясь с каждым прихожанином. Но не следует подменять пастырство учительством, ибо нашего ничего нет. Педагог выступает от своего лица, проповедуя свои идеи, свое учения, но мы никто и ничто, безводные источники, осенние деревья, блуждающие звезды, может быть, талантливые, но проповедующие себя, а не Христа. Надо помнить о нашем посланичестве.
В пастырском служении всегда есть и искушения, и здесь полезно умение понимать, что ты принадлежишь вечным вещам. Священник обязан быть вневременным. Мы должны дать отчет Церкви, а Церковь – это все. Надо помнить о неодолимости Церкви вратами ада. Хороший священник не сомневается в победе. Несмотря на то, что мир злой, жестокий, а мы одиноки и будем одинокими в этом злом мире, добрый пастырь на главный вопрос отвечает: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин 21:15).
Пресс-служба СПбПДА