1 и 2 ноября 2016 г. в Рязанской духовной семинарии прошла Первая межвузовская научно-богословская конференция «Отечественные дореволюционные библеисты и их вклад в развитие библеистики в России». В ней приняли участие преподаватели и студенты Санкт-Петербургской духовной академии, Российского государственного социального университета, Рязанской, Коломенской и Оренбургской духовных семинарий. Целью конференции было изучение традиции дореволюционного изучения Священного Писания и выявление тех сторон творчества русских ученых, которые остаются актуальными в наши дни. От академии города на Неве в форуме приняли участие заведующий кафедрой библеистики доцент протоиерей Димитрий Юревич и студент магистратуры 2 курса библейско-богословского отделения Вячеслав Чернов.
Протоиерей Димитрий Юревич представил доклад на тему «Особенности толкования 21-ой главы Евангелия от Иоанна в русских библейских исследованиях XIX-XXI вв.». В нем он остановился на исагогической проблеме, связанной с этой главой, а именно — на предположении, разделяемом рядом западных ученых, что данная глава является позднейшим добавлением к четвертому Евангелию, сделанным или самим евангелистом, или кем-то из его учеников. Докладчик продемонстрировал, что данная гипотеза была известна русским дореволюционным экзегетам и принималась в своем минималистичном варианте (согласно которому глава является добавлением, сделанным самим евангелистом вскоре после написания Евангелия) только Г.К. Властовым. Остальные толкователи отвергали эту гипотезу, причем некоторые из них — Н.П. Розанов и епископ Василий (Богдашевский) — ее подробно анализировали, особенно ее радикальный вариант (в соответствии с которым 21 глава написана кем-то из учеников св. Иоанна Богослова много позже написания самого Евангелия), и приводили как текстологические, так и экзегетические аргументы, показывающие несостоятельность данной гипотезы. Многие из их доводов остаются актуальными до сих пор. Протоиерей Дмитрий Юревич остановился также на особенностях толкования последней главы Евангелия от Иоанна русскими учеными, в частности — на диалоге Христа и ап. Петра при восстановлении последнего Господом в апостольском достоинстве.
Доклад ректора Рязанской духовной семинарии и доцента кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Димитрия Гольцева был посвящен теме «Археологический музей архимандрита Антонина (Капустина) в Елеонском монастыре и подделки Моше Шапиро». Докладчик подробно остановился на активной деятельности по собиранию бибелейских артефактов начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме отцом Антонином (Капустиным) и отметил не только его успехи на данном поприще, но и неудачу — приобретение целого ряда поддельных артефактов у известного в то время торговца древностями Моше Шапиро, который был позже разоблачен как фальсификатор. Протоиерей Д. Гольцев продемонстрировал фотографии подделок М. Шапиро, которые было решено сохранить в музее о. Антонина в Елеонском монастыре его преемниками как неотъемлемую часть истории Русской духовной миссии. Фотографии были сняты во время экспедиции 2008 года преподавателей духовных академий Русской Православной Церкви на Св. Землю, участником которой был автор доклада.
Студент магистратуры библейско-богословского отделения Вячеслав Чернов выступил с докладом на тему «Методология изучения Св. Писания М.Д. Муретовым (1851-1917)». В нем он описал основные черты методологии выпускника Рязанской духовной семинарии и выпускника и профессора Московской духовной академии: устремление непосредственно к сути исследуемого предмета, цельное изучение Св. Писания «по Христу, т. е. под руководством идеи Богочеловечества и по высоким идеалам духа». По мысли М.Д. Муретова, буквально-исторический смысл является внешней и видимой стороной Слова Божия, «одеждой», которая закрывает собой его внутренний смысл; существенная же его сторона содержится в духовно-созерцательном понимании или, иначе, в выявлении его богословия, содержанием которого является воплотившийся Сын Божий Господь Иисус Христос. Через призму идеи богочеловечества М.Д. Муретов раскрывал такие богословские темы Нового Завета, как вера, христология, сотериология, экклесиология и эсхатология.
В рамках конференции был подписан договор о сотрудничестве между Рязанской православной семинарией и Российским государственным социальным университетом. Соглашение позволит наладить взаимодействие между учебными заведениями для совместного осуществления научных и образовательных проектов по библейской, богословской, церковно-исторической и религиозно-философской тематике.
Во второй день конференции иногородние участники совершили паломничество по святым местам Рязани, включая Иоанно-Богословский мужской монастырь, а также посетили музей С.А. Есенина на родине поэта в с. Константиново.
Фото: Пресс-служба РязДС
Пресс-служба СПбДА