Боль и скорбь сопровождали земную жизнь Богоматери. Созерцание смерти Божественного Сына и непринятие людьми Его слов — оружие, которое прошло Ее душу (Лк 2:33). Поэтому после Вознесения Иисуса Христа Она больше всего желает вновь встретиться с Ним. Но встретиться в мире, где уже ничто не сможет препятствовать Их общению. Вот почему Пречистая радостно воспринимает весть о скором переходе в вечность. Перед лицом смерти Она произносит фразу, наполненную светлой надежды и любви: «и Ты, Сыне и Боже мой, приими дух мой». Здесь нет места печали и скорби. Здесь тихое торжество терпения и покорности воле Создателя.
«Успение Царицы Небесной, как и Светлое Христово Воскресение, является залогом нашего воскресения — вечной жизни в Царствии Небесном. Как тридневно Воскрес Христос, как Он прославил Свою Пречистую Матерь, так Он прославит и каждого человека, который искренне верит в Него и строит свою жизнь в соответствии с евангельскими заповедями, ведет подлинно духовный образ жизни — следует примеру, который нам явила Царица Небесная. Безусловно, никто из нас никогда не достигнет такой степени святости и близости к Богу, каковых достигла Она. Но приблизиться хотя бы немного, хотя бы в чем-то подражать Божией Матери — это наш прямой долг»,
— епископ Серафим.28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы владыка ректор возглавил Божественную литургию в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. После чтения Евангелия епископ Серафим обратился к молящимся со словом проповеди, в котором поздравил всех с наступившим праздником и обратил внимание на толкование праздничного евангельского чтения о Марфе и Марии, сказав о том, как это повествование может быть интерпретировано сегодня:
«Образ поведения Марии в этой ситуации — это суть жизненного выбора Пресвятой Богородицы. Никакие житейские заботы не могли пересилить Ее любви к Богу. Как часто этого не достает нам! Как печально, что нередко мы руководствуемся в жизни бренными и тленными устремлениями, которые в итоге исчезают и оставляют нас духовно опустошенными.
Если Бог на первом месте, то все остальное — на своем. Мы это хорошо знаем, однако, одно дело знать, а другое — так жить. Поэтому сегодня нам необходимо спросить самих себя, кто или что находится в моей жизни на первом месте? Современный человек подвержен большому количеству духовных угроз. Многие люди потеряли из виду нечто важное и сделали себе идолов из денег, славы, неправильно понимаемого счастья и даже своей работы. Зачастую профессиональная деятельность является уже не способом достойной жизни, а превращается в перманентную погоню за материальными благами и даже в бегство от самого себя, собственной семьи, своей внутренней ответственности. Человек теряет подлинный смысл своего бытия, забывая, что призван быть соработником Бога, чтобы изменять мир к лучшему и развивать самого себя».
После сугубой ектении епископ Серафим прочитал молитву о мире на Украине. По окончании богослужения архипастырь и духовенство совершили славление перед плащаницей Божией Матери.Вечером 28 августа в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова епископ Петергофский Серафим возглавил утреню с Чином погребения Божией Матери. Это иерусалимское чинопоследование во многом напоминает богослужения Великой Пятницы и воскресного дня. В самом начале утрени поются особые тропари: «Благообразных ученик лик» и «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная». Также читается 17-я кафизма с тропарями, которые прославляют Успение Богородицы и Ее посмертное заступничество за людей.Перед чтением 17-й кафизмы епископ Серафим обратился к присутствующим с архипастырским словом. Ректор Академии рассказал о церковных преданиях, повествующих о погребении Пресвятой Богородицы. Владыка упомянул о том, что Священное Писание очень сдержанно говорит о Божией Матери. Это объясняется свойствами ее характера: кротостью, смирением и самоотверженным служением Богу. Также ректор Академии отметил, что мир сегодня не замечает этого торжества. Не заметил он его и две тысячи лет назад, как не заметил Страданий и Воскресения Спасителя. Но христиане, особенно чья жизнь хоть как-то связана с Санкт-Петербургской Духовной Академией, не имеют на это права:
В завершении этого древнего чина духовенство, студенты и прихожане Академии прошли крестным ходом вокруг храма, тем самым уподобились первым ученикам Спасителя, которые провожали Его Матерь в последний путь.«Все мы усыновлены Ей через апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который является духовным покровителем Санкт-Петербургской Духовной Академии. Господь, как все мы с вами знаем, с Креста усыновил Иоанна Богослова Пречистой Деве Марии, а Ее поручил его окормлению. Как правило, дети обычно обращаются к родителям с теми или иными просьбами: «Помоги нам в этом»; «Дай нам то»; «Окажи ту или иную поддержку». Но мы забываем, что и дети имеют свой долг по отношению к родителям. Если наш долг перед земными родителями — опекать их, обеспечить их старость. То наш долг перед Пречистой Божией Матерью — общей Матерью всего христианского рода — заключается в подражании Ее жизни. Невозможно угодить Богу словами, невозможно угодить Богу только внешним образом благочестия. И Пречистая Дева Мария продемонстрировала нам это Своей жизнью».
Справка:
27 августа, накануне праздника Успения епископ Серафим в сослужении академического духовенства совершил всенощное бдение в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.За Божественной литургией епископу Серафиму сослужили: иеромонах Геннадий (Поляков), священник Андрей (Парафенюк), секретарь Ученого совета иеромонах Никодим (Хмыров), священник Глеб Санюк, иеромонахи Онуфрий (Сонькин) и Феофан (Друганов), священник Антоний Копаев; протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Павел Топоров, иеродиаконы Иоанн (Галумов) и Филарет (Гащук), диакон Михаил Розвадовский.Песнопения исполняли три хора: мужской — под управлением И. А. Соловьева, смешанный — под руководством монахини Ксении (Каньшиной); женский — под управлением Марии Середы.
Пресс-служба СПбДА