История возникновения того или иного богослужебного чина, его изменение с течением времени всегда вызывает большой интерес среди ученых-литургистов. Сквозь этот процесс, касающийся стержня Церкви – общей молитвы, можно проследить и ее жизнь в целом. На определенном этапе церковной истории появляется чин, который сейчас известен всем как Литургия Преждеосвященных Даров. Совершение этого богослужения вызывает ряд вопросов – от авторства чина – до того, что находится в Чаше в момент Причащения.Для ответа на эти вопросы 18 апреля 2019 года Студенческое литургическое общество Санкт-Петербургской Духовной Академии организовало круглый стол «Литургия Преждеосвященных Даров. История и современность». Встреча проходила в формате вебинара, участниками которого стали преподаватели и студенты Казанской духовной семинарии.
В начале круглого стола с приветственным словом к присутствующим обратился проректор по воспитательной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии, преподаватель литургики протоиерей Виталий Грищук. Отец Виталий подчеркнул актуальность этой темы и наличие живого интереса в среде студентов к обсуждаемому вопросу.Первое сообщение сделал студент I курса магистратуры Серафим Кадура, который рассказал об авторстве Литургии Преждеосвященных Даров. По словам докладчика, в рукописях этого чина автор появляется только с XII века. В числе авторов упоминаются святители Герман I Константинопольский, Епифаний Кипрский и только в последнюю очередь святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский. Также докладчик привел ряд исторических свидетельств о том, что Литургия не могла быть произведением святителя Григория Двоеслова, и что приписывать ему авторство ошибочно.Вторым выступил студент 2 курса бакалавриата Илья Ангелов, который подготовил доклад «Практика совершения Литургии Преждеосвященных Даров в Римско-Католической Церкви». Илья рассказал о чине Католической Церкви, который имеет наибольшее сходство с православной Литургией Преждеосвященных Даров, а именно о богослужении в Великую Пятницу. В этот день католическое духовенство и миряне под одним видом причащаются Христовых Таин, освященных на полной мессе в Великий Четверг. Такое богослужение в Римо-Католической Церкви совершается только раз в году – во все остальное время служится полная месса.Следующим выступил преподаватель Духовной Академии А. А. Андреев с докладом «Некоторые данные об истории совершения Литургии Преждеосвященных Даров в Русской Церкви». Он сравнил Студийский, Иерусалимский уставы и Типикон Великой Церкви Константинополя на предмет предписаний о Литургии во время Великого поста. Также А. А. Андреев проследил, как практика совершения Литургии Преждеосвященных Даров перенималась Русской Церковью от других Поместных Церквей.
Далее сообщение сделали Ильяс Битар и Мнасон Орфанос – иностранные студенты, которые являются членами Антиохийской и Кипрской Православных Церквей соответственно. В своем докладе они отметили основные отличия в практике совершения Литургии Преждеосвященных Даров в России и в их Церквах. Так, например, на территории Антиохийского Патриархата – родине преподобного Ефрема Сирина – за этим богослужением не читается молитва святого Ефрема, тогда как она используется в Русской Церкви.Последний доклад сделал проректор по воспитательной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Виталий Грищук. Он выступил с сообщением «Несколько слов об Изъявлении», в котором рассказал об одной из глав – Изъявлении – Служебника. Именно это место содержит неоднозначно понимаемые слова о том, что находится в Чаше во время Причащения – Кровь Христова или освященное вино. Также отец Виталий проследил историю возникновения этой главы в русском служебнике и сравнил русскую традицию с мнениями Поместных Церквей по данному вопросу.
После докладов и обсуждения, представители учебных заведений поблагодарили друг друга за участие в вебинаре и выразили надежду, что подобное сотрудничество в будущем будет только развиваться.
Пресс-служба СПбДА