21 февраля 2014 года в общеобразовательной школе № 58 Приморского района Санкт-Петербурга преподаватель предмета Основы православной культуры О.С. Затеева и студент Духовной академии А. Черников провели очередной урок для старшеклассников из цикла «Нравственные основы семейной жизни» на тему: «Является ли семьей »Гражданский брак»?»
Занятия по данному курсу проводятся в течение всего учебного года 1 раз в 2 недели в рамках факультатива в 9 и 11 классах. Программа курса основана на программе одноименного курса канд. биологических наук иерея Димитрия Моисеева и канд. психологических наук монахини Нины (Крыгиной) «Нравственные основы семейной жизни» для 10 – 11 классов, разработанного Екатеринбургской епархией Русской Православной Церкви и лабораторией педагогики православного Уральского отделения Российской академии образования. Курс является светским, но в его основе лежит православное мировоззрение, он несет традиционные базовые семейные ценности.
По мнению администрации школы и преподавателей, нельзя переоценить необходимость данного курса. В настоящее время институт семьи в России находится в упадке. Об этом свидетельствуют статистические данные о числе разводов, неполных семей, о распространенности гражданских браков, числе абортов. Огромную роль в данном пагубном для семьи и государства процессе играет разрушение ценности семьи, рождения и воспитания детей как одного из важнейших смыслов человеческой жизни. Основной причиной данных явлений являются не экономические трудности, а падение духовности и нравственности.
За прошедшее столетие в России нарушилась преемственность национальных семейных традиций. Многие современные юноши и девушки не имеют должного представления о культуре отношений между полами, роли мужа и жены в семье, психологических особенностях мужчины и женщины, трудностях семейной жизни и их преодолении, закономерностях становления внутреннего мира детей, целях и содержании воспитания в разные периоды их жизни.
Институт семьи нуждается в поддержке государства, в том числе через образование. Оно призвано предотвратить негативные тенденции распада семей, способствовать восстановлению отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни юному поколению.
С 1982 года в школах апробировался курс «Этика и психология семейной жизни», который готовил школьников к супружеству и получил прекрасные отзывы преподавателей и учащихся. Однако с выходом в 1992 году нового закона «Об образовании» этот курс не был включен в учебные планы.
Курс «Нравственные основы семейной жизни» свящ. Дмитрия Моисеева и мон. Нины (Крыгиной), и другие аналогичные курсы являются одними из первых в постсоветский период, которые призваны восполнить образовательный вакуум в вопросах отношений между полами и семейной жизни. В отличие от светского курса «Этика и психология семейной жизни», в котором рассматривались психологические, этические и социальные стороны семейной жизни, курс «Нравственные основы семейной жизни» затрагивает также и духовные вопросы.
На занятиях ребятам предлагается поразмышлять на такие темы как: настоящие мужественность и женственность; этапы отношений: от влюбленности к любви; проблема выбора спутника жизни; является ли семьей «гражданский брак»; союз двух родов: свадьба, венчание; особенности первого года совместной жизни; чудо жизни; что такое аборт; семья с новорожденным; причины разрушения семейных ценностей; и др.
Уроки проводятся в интерактивной форме – формате бесед, диспутов, семинаров с просмотром видеофильмов и прослушиванием аудиозаписей по темам занятий, написанием творческих работ. На занятиях каждый учащийся имеет возможность высказать свое мнение. Преподаватели не навязывают ребятам свое мнение, но предлагают информацию, пищу для размышления, на основе которой учащиеся могут сформировать собственную позицию.
На одном из последних занятий в 2012-13 учебном году среди школьников трех 9 классов 58 школы был проведен опрос о необходимости в старших классах уроков, посвященных семье. Преподаватели были приятно удивлены: не было ни одного отрицательного ответа (опрос был анонимным), все ребята высказались в пользу актуальности и целесообразности таких занятий.
Пресс-служба СПбПДА