С начала XX века человеческая цивилизация существенно продвинулась в познании физического мира, а научные открытия позволили создать величайшие технические изобретения: рентгеновский аппарат, телевидение, атомную бомбу, полупроводниковые приборы и лазерное оружие. В настоящее время учёные наблюдают за поведением живых организмов в космосе, отправляют сигналы внеземным цивилизациям и придумывают новые способы продлить человеческую жизнь. Однако за всю историю люди так и не смогли найти ответ на онтологический вопрос – что такое человеческое «я»?Современные открытия в нейропсихологии и кибернетике позволяют учёным говорить о человеке, как о сложном биологическом организме, обладающим высшими психическими функциями, сознанием. И что в таком случае определяет субъективность и направленность сознания, которые не являются следствием физических и химических процессов в мозге? Как можно объяснить феномен интуиции и эвристические методы познания мира? Это открытый вопрос не только для учёных, но и для христианских теологов. Правда последние верят, что сознание нематериально и создано Богом.26 марта в Актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии, по благословению епископа Петергофского Серафима, кафедра богословия Духовной школы провела научно-богословскую конференцию «Теология и современные исследования сознания». В рамках конференции выступили 6 докладчиков – преподаватели и научные сотрудники духовных и светских учебных заведений Санкт-Петербурга и Москвы. В мероприятии приняли участие студенты 1 и 4 курсов бакалавриата, богословского и церковно-практического отделений магистратуры, богословского отделения аспирантуры, а также преподаватели и гости Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Вначале со вступительным словом к собравшимся обратился заведующий кафедрой богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Дмитрий Лушников. Он обозначил проблематику конференции – поиск общих взглядов на проблемы человеческого сознания – а также представил модератора встречи кандидата богословия и кандидата физико-математических наук протоиерея Кирилла Копейкина.Открыл выступления доклад доктора психологических наук, профессора Духовной Академии Л. Ф. Шеховцовой на тему «Что такое сознание с точки зрения психологии и христианской антропологии». Лариса Филипповна обратила внимание на то, что ни кибернетика, ни нейропсихология не способны объективно ответить на главные вопросы, касающиеся человеческого сознания: что это такое? как оно возникает? и зачем оно нужно человеку? Также она отметила, что с точки зрения христианской антропологии сознание тождественно духу и несводимо к сложным химическим и электрическим процессам.Далее кандидат богословия и кандидат биологических наук протоиерей Константин Константинов рассказал о строении генетического кода человека, а также о примерах успешного создания искусственного ДНК простейших бактерий. В своём выступлении «Синтетическая биология и природа сознания» отец Константин отметил, что на данный момент генетики способны расшифровывать ДНК человека, но его внутренний мир по-прежнему остаётся недоступным для научного наблюдения.Старший преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии и научный сотрудник ОЦАД М. Г. Калинин выступил с сообщением «Тексты восточносирийской мистической традиции: открывают ли они новую перспективу для исследований сознания». В своём докладе Максим Глебович рассказал о мистических практиках экстатического погружения во внутренний мир в трудах восточносирийских христианских мистиков VII века.
Доклад «Мы – это не только наш мозг» представил доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ А. Я. Каплан. В рамках выступления Александр Яковлевич представил присутствующим компьютерную модель синаптической передачи информации между нейронами в головном мозге. Также учёный отметил, что опыты Бенджамина Либета – задержка между реакцией мозга на стимул и его осознанием – ставят принципиальный вопрос: обладает ли человек свободной волей или нет?После незначительного перерыва с видеовыступлением к присутствующим обратился старший научный сотрудник Duke University и научный руководитель Центра биоэлектрических интерфейсов Национального исследовательского университета М. А. Лебедев, который не смог лично присутствовать на конференции. В своём докладе «Нейроинтерфейсы и другие методы расширения функций мозга» Михаил Альбертович рассказал о созданных на данный момент нейрокомпьютерных интерфейсах, которые позволяют подопытным обезьянам управлять предметами в виртуальной реальности, а людям «силой мысли» приводить в движение механические прототипы человеческой руки.Завершило конференцию выступление кандидата богословия и кандидата физико-математических наук протоиерея Кирилла Копейкина на тему «Теологический дискурс исследования сознания». В своём сообщении отец Кирилл обратил внимание на панентеистическую концепцию мира, согласно которой весь мир пребывает в «сознании» Бога. По мнению учёного, в пользу этой точки зрения говорят не только представления некоторых физиков и богословов о мире, как «живой» материи, но и факты влияния наблюдателя на поведения частиц на квантовом уровне, которые свидетельствуют об их особой «психичности».После каждого выступления присутствующие имели возможность задать докладчикам интересующие их вопросы.
В ближайшее время кафедра богословия Духовной школы опубликует представленные доклады в виде статей в рецензируемом научном журнале «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии».
Пресс-служба СПбДА