С 29 октября по 3 ноября Санкт-Петербургский государственный университет проводит Первый международный Петербургский исторический форум. В его работе принимают участие учёные из 30 стран. Секционные заседания проходят на разных площадках Северной столицы.
31 октября в Книжной гостиной Санкт-Петербургской Духовной Академии прошла секция, посвящённая истории Церкви. Модераторами конференции выступили проректор по научной работе Духовной Академии протоиерей Константин Костромин и доктор исторических наук, доцент кафедры Истории России Санкт-Петербургского государственного университета А. В. Петров. В начале встречи они поприветствовали докладчиков и сообщили о формате проведения мероприятия.
Одной из главных тематик секции стал анализ советского периода. Лекторы рассмотрели влияние атеистического режима на религиозные традиции народа на примере Донского казачества, провели аналогию между построением церковной и партийной иерархии, а также дали анализ действиям подпольных церковных объединений первой половины XX века. Особое внимание было уделено докладам о взаимоотношениях религиозных организаций и государства в Латвии и Эстонии.
Также на заседании были рассмотрены аспекты истории Церкви в Америке. Кандидат исторических наук Санкт-Петербургского института истории РАН С. А. Исаев рассказал о развитии течения методистов и внутренних разногласиях, связанных с вопросом об отмене рабства в своём докладе «Раскол Методистской церкви США в 1844–1845 годах и реакция американских политиков на него». А студентка Санкт-Петербургского государственного университета А. М. Азова привела историческую справку о деятельности православной миссии на Аляске. В своём сообщении «Служение священника Григория Головина в Русской Америке в 1830–1840-х годах» она отметила вклад миссионера не только в христианизацию, но и в образование коренного населения.
В докладе «Эсхатологическая топика юродства. История формирования» соискатель Российской христианской гуманитарной академии Н. З. Гаевская рассказала о развитии юродства в библейской истории и житиях раннехристианских святых, а также выделила 3 этапа становления топоса по испытаниям Нифонта Констанцского: мотив страстей, наведение помыслов и мнимое безумие. А кандидат исторических наук Самарского национального исследовательского университета С. Е. Чичёва продолжила тему в сообщении «Феномен юродства как отражение ценностной основы и традиционных установок русской культуры». Она рассказала о государственных предпосылках становления юродства, а также определила его рамки в русской культуре и обществе.
Другой темой заседаний стала борьба Православной Церкви с униатством в XVI-XVII веках. Так, в своём докладе «П. Н. Жукович о борьбе православных дворян с Брестской церковной унией» сотрудница Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Е. М. Ирха сделала обзор взглядов русского историка на ситуацию межконфессиональной борьбы в Польше. А младший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Санкт-Петербурга Е. Ю. Клецкова в сообщении «Могилевский епископ Георгий Конисский и униаты после 1-го раздела Польши» рассказала о препятствиях в возвращении православных верующих, насильно обращённых униатами.
Доктор исторических наук, доцент кафедры Истории России Санкт-Петербургского государственного университета А. В. Петров выступил с докладом «К вопросу о крещении княгини Ольги», в котором привлёк внимание собравшихся к проблемам, связанным с историей крещения княгини Ольги: трудностям в датировке, отсутствие информации о нём в константинопольских исторических источниках. Он отметил, что обстоятельства совершения крещения показывают, что это был личный выбор княгини Ольги, который не влиял на христианизацию русского государства.
О псевдорусском стиле храмовой архитектуры, сочетающем византийскую культуру и древнерусское зодчества, рассказала студентка Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Ю. В. Кейко в своём сообщении «Православное храмовое строительство в Гродненской губернии 1864–1867 годов».
Кандидат исторических наук иеромонах Никодим (Хмыров) представил доклад «Роль Сербского Патриарха Варнавы в преодолении юрисдикционных разделений Русской Православной Церкви Заграницей». Он привёл историческую справку о событиях раскола Русской Православной Церкви Заграницей в первой половине XX века, отметив, что патриарх Варнава стал посредником в улучшении отношений между православными общинами Европы и Америки.
С докладами по истории русской Церкви XX века выступили:
- преподаватель кафедры отечественной истории Южного федерального университета Н. Н. Кравченко — «„Второй Иерусалим“: история одной церкви и ее прихожан в советские годы»
- профессор, доктор исторических наук Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого А. Н. Кашеваров — «Профессор С. Н. Тимашев о религии и Церкви в советской России»
- доктор исторических наук, профессор Духовной Академии М. В. Шкаровский — «Нелегальная деятельность Александро-Невского братства в 1925–1932 годах»
- сотрудница Института гуманитарных и социальных исследований Даугавпилсского университета М. А. Гризане — «Сохраняя веру: русские старообрядцы Восточной Латвии в период советской атеистической пропаганды»
- проректор по научной работе Духовной Академии протоиерей Константин Костромин — «Священномученик Платон, епископ Ревельский, как яркий петербургский церковный деятель».
Заседание проходило в формате учёного чаепития. Слушатели могли задавать интересующие их вопросы, а также высказывать своё мнение по той или иной исторической проблеме.
Пресс-служба СПбДА