Мрак в небольшом храме рассеивают несколько горящих свечей. В их свете видны лики святых и силуэты молящихся. Независимо от того, в какую сторону наклонена свеча, её пламя всегда тянется вверх. Так же, невзирая на трудные жизненные обстоятельства, избранники Божьи всегда стремятся ввысь — к Богу.
Уставщик, открывая минею, шуршит листами. «Слава Святей…» окончательно прорезает тишину ночи, под покровом которой студенты Академии собрались прославить Пречистую Деву. Звон бубенцов на кадиле аккомпанирует попеременно поющим хорам. Канонарх нараспев провозглашает начальные строки стихир и тропарей, за ним слаженно вторят лики. Обстановка ночного богослужения со знаменным пением и каждением при помощи кацеи* отсылает, если не во времена великих святителей, то, по крайней мере, к традициям монастырей Святой горы.
За окном — холодный ночной город. Фонари освещают его мокрые улицы. По дороге проезжают редкие автомобили, а осенний ветер силится сорвать с дерева последний пожелтевший лист. Город погружается в сон лишь к четырем часам утра.
В историческом здании семинарии на набережной Обводного канала совершают уставное всенощное бдение. Стихиры поют неспешно, за утренней прочитывают две кафизмы. На литию молящиеся спускаются в холл на первом этаже здания. Спешить им некуда — нынешняя ночь всецело посвящена молитве. Это время суток обладает удивительной способностью располагать человеческое сердце к созерцанию. Когда солнце садится за горизонт и стихает дневная суета, обратиться к Небесному Отцу становится значительно легче. Известно, что и Христос ночью часто оставлял учеников, уединяясь в молитве.
К концу бдения в храме становится светлее. Кажется, что помимо свечей и лампад свет начинают излучать счастливые лица молодых людей. Некоторые присутствуют на подобном богослужении впервые. Им трудно бороться с дремотой, но сегодня из этого сражения они выходят победителями.
В три часа утра начинается Литургия. Сдержанно звучат антифоны на греческом языке. Чётко слышны слова евхаристического канона. В маленьком домовом храме совершается великое Таинство Божественной Любви — под пение «Чашу спасения прииму…» молящиеся встречают своего Спасителя.
На сегодняшнем богослужения юноши и девушки ощущают себя настоящими членами первой христианской общины. Однажды они все разъедутся по многочисленным приходам Русской Церкви, но опыт уставного всенощного бдения сохранится в их памяти как эталон совершения богослужения на долгие годы.
Справка:Богослужение началось в 18:00 с девятого часа и малой вечерни; продолжилось всенощным бдением; завершилось вседневными часами и Литургией в 4:00.
Уставное ночное богослужение возглавил священник Иоанн Никитин в сослужении иеромонахов Варфоломея (Магницкого), Феофана (Друганова), Филарета (Гавщука) и диакона Дмитрия Ромашова.
Пели два любительских хора под управлением преподавателя Академии чтеца Александра Андреева и под руководством иеромонаха Феофана (Друганова); канонарх — студент 4 курса бакалавриата чтец Иоанн Невзоров.
* кацея — ручная кадильница Пресс-служба СПбДА