По традиции в первом месяце каждого учебного года в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии проходит международная научно-богословская конференция. В этом году в Актовом зале начала работу уже XI конференция подобного формата под названием «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». Участие в ней принимают около 150 учёных из 7 стран мира и 34 городов России. Год проведения научного форума совпал с 210-летием со дня учреждения Академии на Неве в качестве высшего духовного учебного заведения*.
Конференцию открыло пленарное заседание, которое началось со вступительного слова владыки ректора.
«Одной из основных задач духовного образования является передача традиции и исторической памяти Церкви, на которую, как на нить, нанизывается личный духовный опыт человека. Базовые принципы христианства неизменны, однако контекст эпохи, в которой им приходится звучать, заставляет менять и словесное оформление, и способы, которыми христианские истины могут быть донесены до тех, кто скрупулёзно задаёт вопросы и ищет ответы. Наша с вами цель — обновлять и расширять научный язык, который, с одной стороны, будет укоренён в христианском миропонимании, а, с другой стороны, окажется актуальным и востребованным среди учёного сообщества.
Наука — это не законченная система знаний, не готовое решение в виде ответов на все вопросы. В первую очередь, это инструмент познания мира, созданный человечеством с целью заполнить вложенное в каждого индивида стремление найти истину и смысл. Поэтому мы с вами не только продолжатели церковной науки прошлых столетий, но и соработники тысячелетней богословской мысли. В честной научной деятельности человек способен обнаружить отпечатки Божества: и в окружающем мире, и внутри себя, и в истории, и в интеллектуальном труде. В этом и заключается одна из важнейших целей богословской науки».
Пленарное заседание продолжили доклады, посвящённые различным направлениям богословской науки.
Выступления открыл доклад доктора исторических наук, главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга М. В. Шкаровского, посвящённый «Возрождению духовного образования в Северной столице в середине 1940-х гг.». Докладчик рассказал о возрождении Ленинградской Духовной Академии 1 сентября 1946 года на базе Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/1946 учебном году.
С докладом «Санкт-Петербургская Духовная Академия и сербы: исторический путь и богословское наследие» выступил доктор богословских наук, экстраординарный профессор Православного богословского факультета Университета в Белграде Владислав Пузович.
Далее доктор исторических наук, заведующий Научным центром истории богословия и богословского образования Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н. Ю. Сухова рассказала о методике и принципах преподавания в Санкт-Петербургской Духовной Академии после реформы духовного образования 1809 года.
Доктор философских наук, проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Д. В. Шмонин поделился со слушателями размышлениями о разнице между богословием и теологией в современной системе знаний.
После незначительного перерыва доктор богословия, доцент Православного богословского факультета Университета в Прешове протоиерей Вацлав Ежек представил сообщение на тему «Природа без природы»: современный разрыв между формой и природой и роль богословия».
Профессор Папского библейского института Рима Энрико Черони в своём выступлении на тему «Георгий Писидийский и „Поклонение Истинному Кресту“» рассказал о роли византийского писателя, гимнографа и религиозного деятеля Георгия Писиды в борьбе с иконоборчеством.
Доклад «О славянских богослужебных книгах в Киевской митрополии в XI столетии» прочитал доктор восточных церковных наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин Московской Духовной Академии А. М. Пентковский.
Также кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А. В. Громова рассказала о меценатской и просветительской деятельности великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой в России конца XIX-начала XX века.
Завершил выступления доклад доктора исторических наук Тель-Авивского университета, члена Департамента археологии и ближневосточных исследований А. В. Фанталкина. Он поделился со слушателями проектом археологических раскопок грузинской церкви VI века на средиземноморском побережье Израиля неподалёку от города Ашдод.
По окончании пленарного заседания участники конференции посетили выставку «Православный Санкт-Петербург» в Центральном государственном архиве Северной столицы.
На следующий день работа конференции продолжится в рамках различных тематических секций.
Справка:
*26 июня 1808 года император Александр I утвердил проект реформы духовных училищ, а в начале следующего года Александро-Невскую Академию разделили на три вполне самостоятельные ступени: Санкт-Петербургскую Духовную Академию — первую в России, устроенную по новому уставу (высшая ступень), Санкт-Петербургскую Духовную семинарию (средняя ступень) и Александро-Невское Духовное училище (низшая ступень). Новая Академия стала сложным по структуре учреждением, она являлась не только высшей Духовной школой и учебным центром, но и административным центром для целого учебного округа.
Пресс-служба СПбДА