Первое заседание Студенческого литургического общества в текущем учебном году собрало молодых людей для обсуждения одной из самых острых проблем Русской Православной Церкви на сегодняшний день — катехизации. Организаторы не случайно выбрали именно эту тему, ведь за период Советского Союза опыт «живой» подготовки людей к принятию Крещения был утерян, и его теперь приходится возрождать по архивным данным и воспоминаниям людей дореволюционной эпохи.
Открыл круглый стол куратор Литургического общества, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин протоиерей Владимир Хулап. В своей речи он отметил, что катехизация — это неотъемлемая часть жизни Церкви с самых первых дней её существования, что чётко выражается в словах Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19). После чего куратор общества предложил перейти к докладам, которые были зачитаны в следующем порядке: катехизация в Русской Православной Церкви (с иллюстрацией на примере Фёдоровского собора Санкт-Петербурга), а также особенности катехизации в Кипрской, Сербской и Грузинской Православных Церквях.
Первым выступил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Тихвинской епархии протоиерей Евгений Горячев, который осветил тему «Современная православная катехизация: перечень основных методик и главных проблем». Отец Евгений рассказал, что в Русской Православной Церкви существует три основных направления подготовки людей ко Крещению: единоразовая беседа, небольшой цикл бесед и длительная катехизация. Все три типа, по словам докладчика, позволяют «успокоить совесть священника» перед совершением Таинства, но по-настоящему действенным является только последний — длительная катехизация. Только она способна увеличить «количество сознательных христиан в Церкви».
Далее с примером положительного результата длительной катехизации выступил настоятель Фёдоровского собора протоиерей Александр Сорокин, который сделал доклад на тему «Почему Церковь невозможна без катехизации (опыт Фёдоровского собора)». В своём сообщении отец Александр указал на тот факт, что священник не имеет права пренебрегать состоянием человека во время катехизации. По его словам, этот период неповторим и поэтому его нельзя искусственно сокращать или совсем убирать. Также он отметил, что катехизация — это обновление Церкви, без которой приход становится замкнутой, обречённой на вымирание системой.
Следующим выступил студент 3 курса бакалавриата Мнасон Орфанос, который рассказал о практике катехизации в Кипрской Православной Церкви. Он отметил интересную особенность подготовки ко Крещению на Кипре: огласительные беседы с катехуменами* ведутся на их родном языке — «Так у нас реализуется Пятидесятница, в которую каждый из пришедших в Иерусалим услышал благовестие на своём языке».
Также с докладами, раскрывающими особенности катехизации в Сербской и Грузинской Православных Церквях, выступили студент Подготовительного отделения Филипп Шантрич и студент магистратуры Давид Датиашвили.
В завершение заседания протоиерей Владимир Хулап поблагодарил докладчиков и выразил надежду, что будущие пастыри примут к сведению услышанную информацию и смогут реализовать на своих приходах успешную практику огласительных бесед.
*Люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять Таинство крещения и стать членом Церкви.
Пресс-служба СПбДА