– отметил заведующий Иконописным отделением архимандрит Александр (Федоров). Написать икону – особый духовный подвиг и то, каким в итоге будет образ, скажет многое об иконописце. Но куратор курса В. Т. Жданова отметила, что в этом году сложность состояла и в коллективном характере дипломных проектов, ведь все студенты отличаются собственным характером и индивидуальной методикой работы. На защите присутствовали ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий и епископ Североморский и Умбский Митрофан. После общей молитвы каждый студент кратко представил свой труд перед преподавателями, студентами и гостями. Преподаватели Иконописного отделения выразили свое мнение о работах и поделились впечатлениями.«В этом году перед студентами была поставлена интересная и непростая задача: объединить свои усилия для создания двух ансамблей. Первый – это иконостас для храма при Военной академии, а второй — богородичный комплекс для нашей Академии. И было очень важно, чтобы каждый прочувствовал общий стиль, характер ансамбля и органично его дополнил. Это большая польза и для студентов и для нашей Академии»,
– поделился своим впечатлением преподаватель Иконописного отделения Д.Г. Мироненко. Представленные иконы в будущем украсят иконостас храма в честь святителя Игнатия Кавказского при Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва, а также притвор академического храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Справка: Майя Коваленко написала два образа. За образец первой была взята Коневская икона Божией Матери – список с образа, привезенного Арсением Коневским с Афона в XIV веке. Голубь в руках Младенца Христа – не только знак жертвы за грехи человечества, но и древний символ человеческой души, которую Господь держит в Своих руках. Петровский образ Божией Матери потребовал переработки, в связи с уточнением анатомии. Оба образа получились очень гармоничные. Рецензент Дмитрий Геннадьевич Мироненко отметил личный рост Майи, которая начала обучение иконописи после получения профессии физико-математического профиля. Анна Максимова написала образ праведного Феодора Ушакова и Смоленскую икону Божией Матери. Работа над образом святого адмирала была интересной и непростой. Традиционные одежды военного дополнил воинский плащ, какой можно увидеть на иконах святых воинов — он позволил сделать образ более лаконичным. Теоретических знаний и точности потребовало изображение деталей – орденов и оружия. Ведь то, что образ будет находиться в Военной Академии, предъявляло высокие требования и к этой части работы. Еще нет разработанной иконографии Феодора Ушакова, и этот образ, созданный Анной, стал новым в своем роде. Послушница Маргарита (Масленникова) посвятила год созданию двух образов Божией Матери. Интересно, что и Казанская икона, и образ «Знамение» являются святынями Академического храма. Эта дипломная работа по словам послушницы Маргариты отразила связь с традициями не только нашей Академии: Царскосельский образ Богородицы «Знамение» в 18 веке находился в Смольном монастыре. Дмитрий Пустовалов написал в качестве диплома три иконы. За основу образа Богородицы была взята Донская икона, приписываемая Феофану Греку. В своем слове Дмитрий подчеркнул глубокий богословский смысл образа, связанного с победами Руси и поминовением воинов. Образы Спасителя и Богородицы для местного ряда иконостаса отличаются своей монументальностью. Рецензентом было особенно отмечено техническое мастерство Дмитрия и ответственный, самозабвенный подход к работе. Анастасия Разенкова написала Феодоровскую икону Божией Матери, а также икону первомученика архидьякона Лаврентия. Особенно хорошо – по словам Ивана Александровича Кусова – удался образ Богородицы, который создавался на основе древних образцов, и сравним с ними по мастерству написания. Елена Цыганова написала парный образ – архидьякона Лаврентия и Владимирскую икону Божией Матери. При работе над вторым Елена ориентировалась на образ, приписываемый Андрею Рублеву и созданный как список с известной иконы 12 века. Юлия Чиж создала два образа: святителя Игнатия Кавказского, в честь которого освящен храм Военной Академии, а также Иверскую икону Божией Матери, иконография которой связана со временами иконоборчества. Ксения Чушкина написала образ «Благовещение» для царских врат, ориентируясь на икону Кирилло-Белозерского монастыря, а также икону круга прп. Андрея Рублева и сербские образы. Тихвинская икона Божией Матери создавалась на основе чудотворного образа из Успенского Тихвинского монастыря. Пресс-служба СПбДА«С каждым годом дипломные работы становятся все сильнее и сильнее, чувствуется очень методичный, последовательный рост в течение последних десяти лет»,