Третье воскресенье Великого поста получило наименование Недели Крестопоклонной. Этот день отсылает христиан к событию VII века, когда Византия одержала победу над персами и Крест Господень был возвращен в Иерусалим. С тех пор был установлен чин поклонения Кресту и написаны особые стихиры, в которых он именуется «непобедимым Оружием, нерушимым Утверждением, Победой царей, похвалой священников».*
«Крест Христов – центр жизни верующего человека. Вне зависимости от того, претерпеваем ли мы сегодня скорби или нет, пребываем ли мы в радости или же находимся в горе, важно помнить, что Крест – это доминанта, которой необходимо руководствоваться в любых условиях и при любой ситуации. Достойное, честное и безропотное несение Креста является условием сбережения души. В Крестопоклонную неделю Церковь вновь призывает нас задуматься о фундаментальных аспектах христианской жизни — о Боге, Кресте и Евангелии. Именно этими тремя кардинальными понятиями должны мы определять свою жизнь, мысли и действия».
В современной литургической практике чин поклонения Кресту находится в составе всенощного бдения. Перед вечерним богослужением духовенство переносит Крест с жертвенника на престол, перед которым на утрени совершается полиелей. Далее, во время великого славословия, архиерей в сопровождении священнослужителей выносит его в центр храма для всеобщего поклонения. Под пение стихир из Постной Триоди молящиеся прикладываются к Кресту и епископ помазывает их елеем. До пятницы следующей недели Крест находится в центре храма, после чего его возвращают в алтарь.31 марта, в Неделю Крестопоклонную, в храмах Санкт-Петербургской Духовной Академии прошли воскресные богослужения. Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова возглавил епископ Петергофский Серафим в сослужении академического духовенства.Во время пения первого антифона ректор Академии возвел студента 3 курса бакалавриата чтеца Дмитрия Колесникова в чин иподиакона.
По окончании чтения Евангелия ректор Академии обратился к молящимся с архипастырским словом. В своей проповеди епископ Серафим отметил, что Христос призывает каждого из нас к единению с Ним, потому что без Бога ни деньги, ни власть не способны наполнить нашу жизнь настоящими смыслом и счастьем:После евхаристического канона епископ Петергофский Серафим возвел иподиакона Дмитрия в диаконский сан, а по окончании богослужения обратился к нему со словами поздравления, в котором пожелал новому служителю Церкви всецело открыть свое сердце для исцеляющей и укрепляющей силы Святого Духа:«В сегодняшнем евангельском чтении мы в очередной раз слышим хорошо известные нам слова Господа Иисуса Христа: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее” (Мк. 8:34-35). Что значит отвергнуться себя? Каким образом должны мы подъять крест свой? В чем выражается наше следование за Господом? Заботы о нашей земной жизни, связанные с ее максимально комфортным и выгодным обустройством, не сохранят ее для вечности. В части материального благополучия можно добиться многого и даже всего — власти, денег, больших полномочий, однако без Бога все это не только не принесет нам никакой пользы, но приведет к погибели. Жизнь человека, изгнанного из рая и отторгнутого от Создателя, является духовно неполноценной. Грех лишает людей многих благодатных ценностей, сообщаемых посредством богообщения. Вследствие греховных страстей человек теряет подлинный смысл своего земного бытия, а вместе с тем и вечное блаженство. Верно сориентироваться нам помогает памятование о том, что наша жизнь – это дар и собственность Господа. Нельзя расточать жизнь и тратить ее впустую, необходимо научиться вести ее правильно. Именно поэтому Христос призывает нас к хранению и соблюдению Евангелия, которое единственно приводит нас к подлинной жизни, характеризующейся общением и единением с Богом. Только тот, кто руководствуется евангельскими нормами, смиренно несет свой крест и подражает Христу, сберегает свою душу и наследует вечную жизнь в Царстве Отца Небесного».
«Диакон – есть первая ступень священного служения. Учитывая вызовы, которые сегодня мир бросает Святой Церкви, диакон, помимо своей прямой обязанности, заключающейся в помощи епископу и пресвитеру при совершении богослужений и Таинств, призывается также к искреннему и добровольному труду в области духовно-религиозного просвещения, социальной работы и миссионерства. Чтобы нести это служение достойно – храни в сердце и памяти действие Духа Святого, которое ты ощутил во время хиротонии. Всякий раз, когда в твоей жизни будут возникать трудности, вспоминай момент принятия Божественной благодати и всецело полагайся на Милосердного Господа, Который укрепит тебя в совершаемом служении, если ты на первом месте всегда будешь иметь честь и славу Божиего Имени».
По заамвонной молитве духовенство во главе с ректором Академии совершило славление перед Крестом Господним, находящимся в центре храма.
Справка:
За Божественной литургией епископу Петергофскому Серафиму сослужили: архимандрит Софроний (Смук), проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, клирик Гродненской епархии (Беларусь) протоиерей Александр Болонников, иеромонах Геннадий (Поляков), секретарь Ученого совета иеромонах Никодим (Хмыров), клирик Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Максим Шевченко, заместитель ответственного за молодежное служение западного викариатства города Москвы священник Алексей Соловьев, священник Глеб Санюк, иеромонах Лука (Пронских), клирик Россошанской и Острогожской епархии (Воронеж) священник Константин Деркачев, иеромонах Феофан (Друганов), священник Климент Нехамаия, иеромонах Паисий (Джеркович) и священник Андрей Прилуков; протодиакон Кирилл Журавлев, диаконы Павел Топоров и Иннокентий Шишов.
Проповедь по запричастном стихе произнёс студент I курса магистратуры чтец Максимилиан Соболев.
На сугубой ектении диакон возгласил прошения о единении Церквей, после чего владыка прочитал молитву о мире на Украине.
За богослужением пели три хора Духовной Академии.
Накануне вечером в храме Иоанна Богослова епископ Серафим совершил праздничное всенощное бдение в сослужении академического духовенства.Воскресные богослужения в храме Двенадцати апостолов совершил иеромонах Павел (Чхве) в сослужении иеромонаха Варфоломея (Магницкого) и иеродиакона Иоанна (Галумова). Пел квартет смешанного хора.
Божественную литургию домовом храме Успения Божией Матери совершил иеромонах Филарет (Гавщук). За богослужением пел хор воскресной школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии.
*Триодь Постная. Неделя Крестопоклонная: стихиры на «Господи воззвах».
Пресс-служба СПбДА