С 10 по 15 ноября 2013 года прошла очередная археологическая экспедиция представителей кафедры библеистики СПбПДА во Святую Землю. В экспедиции приняли участие преподаватель кафедры протоиерей Димитрий Гольцев, студент магистратуры 2 курса библейского отделения заочного сектора протоиерей Алексей Ольховников и выпускник магистратуры 2013 года иеромонах Сергий (Акимов).
Целью экспедиции был осмотр ряда библейских мест преимущественно южной Галилеи и Самарии для последующего использования в учебном процессе преподавателями кафедры и для написания студентом магистерской диссертации.
Первый день начался с посещения библиотеки музея Рокфеллера в Иерусалиме, после чего участники экспедиции осмотрели так называемую пещеру Езекии. Эта пещера образовалась в результате добычи камней для строительства города и по своим размерам занимает почти четверть площади Старого города (занимает пространство под пятью городскими кварталами в мусульманской части). В разные эпохи она использовалась по разному. На протяжении нескольких тысяч лет из нее добывали строительный материал, в том числе — во времена Ирода Великого и Ирода Агриппы I, вплоть до времени Сулеймана Великолепного, который построил нынешние стены вокруг Старого города. После этого пещера была заброшена. В XIX в. в ней устраивали свои собрания масоны, там скрывались разбойники, затем было решено пещеру замуровать. Только в последние десятилетия пещера была открыта для посещения туристов. В пещере наглядно видно, как в древности добывали известняк.
Вход в пещеру Езекии
После этого участники экспедиции поехали в район Мертвого моря. Первым объектом для осмотра были развалины Кумрана, неподалеку от которых были найдены рукописи Мертвого моря. Вторым объектом стала израильская крепость Масада, построенная в нынешнем виде Иродом Великим и сыгравшая важную роль в жизни его семьи. Также с крепостью Масада связаны трагические события времен первого иудейского восстания, подробно описанные Иосифом Флавием.
Развалины римского лагеря рядом с Масадой
Второй день был полностью посвящен археологии библейского Иерусалима. Осмотр начался с посещения Храмовой горы и осмотра ее подпорных стен. Протоиерей Дмитрий Гольцев прочитал краткую лекцию по устройству и этапам расширения Храмовой горы. Далее участники экспедиции переместились в район раскопок города Давида, где осмотрели подпорные стены укреплений ханаанского Иевуса и систему водоснабжения древнего города. Они прошли по древнему ханаанскому тоннелю по которому, предположительно, воины Давида, тайно пробравшись, захватили Иевус.
Затем они прошли по колено в воде по всему Силоамскому тоннелю, построенному иудейским царем Езекией для снабжения города водой. Строительство тоннеля шло с двух сторон по естественной расщелине в скале. В месте встречи двух бригад была оставлена памятная надпись, свидетельствовавшая об окончании работ. Участники экспедиции наблюдали, как высокие потолки в начале пути постепенно снижаются так, что к середине пути приходится идти, сильно согнувшись. В районе встречи двух бригад тоннель был особенно извилист, так как рабочие по звуку пытались найти правильное направление. Остались следы ложных ходов, но строители с честью выполнили свое задание и соединили две ветки тоннеля.
После этого участники экспедиции посетили Силоамскую купель. В настоящее время этот водный резервуар частично раскопан и доступен для обозрения туристам. Затем они направились на гору Сион, у подножия которой, на месте дома первосвященника Кайафы, располагается католический храм Петра Галликантус. В подвале этого дома туристам показывают цистерну, переделанную в темницу, в которой, согласно местной традиции, находился в заточении Христос. Это место знаменито также троекратным отречением апостола Петра; во дворе католического храма установлен бронзовый памятник, в котором отражено данное событие. Рядом с памятником находится лестница I века, по которой, возможно, вели Христа. Также на территории храма расположен макет византийского Иерусалима.
Далее участники экспедиции поднялись на гору Сион, где осмотрели так называемую Сионскую горницу, место символического погребения царя Давида, а также предполагаемое место успения Пресвятой Богородицы. Затем они ознакомились с объектами, расположенными в Кедронской долине и на Елеонской горе: гробницы Захарии, Авессалома, царей, Елеонский и Гефсиманский женские монастыри. Пройдя через львиные ворота, участники экспедиции пришли к бассейну Вифезда. Он имел два больших водных резервуара и его вода славилась целебными свойствами. В римский период около бассейна располагался храм Асклепия. Византийский период на дамбе (т. е. перемычке между двумя резервуарами) была устроена величественная базилика, в крестоностский период — небольшой храм. Юго-восточный угол южного бассейна обозначен как место схождения ангела (по местной традиции). После этого, пройдя по Via Dolorosa, участники экспедиции пришли к храму гроба Господня.
Третий день стал наиболее насыщенным. Под вооруженной охраной солдат ЦАХАЛ участники экспедиции приехали в Наблус (древний Сихем), где, поднявшись на гору Гевал, осмотрели жертвенник всесожжения, датируемый XIII веком до Р.Х. Данный жертвенник был найден и обследован в 1980-е годы экспедицией израильского археолога А. Зерталя.
Храм Иоанна Крестителя в Себастии
Далее путь лежал в Себастию. В Себастии основной интерес участников экспедиции был связан с местами, связанными с Иоанном Крестителем. Был осмотрен византийский храм, устроенный на месте второго обретения главы Иоанна Крестителя, а также гробница, где находилось его тело. В IV веке по приказанию Юлиана Отступника его мощи были сожжены и развеяны, но гробница сохранилась. На этом месте в византийский период была построена церковь, в настоящее время переделанная в мечеть. Себастия интересна и другими объектами: дворец Ахава, где было найдено большое количество пластинок из слоновой кости, эллинистическая башня, а также римские театр, форум и храм Августа.
Крипта храма Иоанна Крестителя в Себастии
Затем участники поездки вернулись в Наблус, где посетили греческий православный монастырь, на территории которого находится колодец, известный как колодец патриарха Иакова. Возможно, именно у этого колодца произошла знаменитая беседа Христа с самарянкой (по позднейшему преданию именуемой Фотиной) о живой воде. Так называемый «кувшин Фотины» (типичный кувшин той эпохи) недавно был передан Ватиканом в монастырь и выставлен для осмотра. Был осмотрен также Тель Балата, где находятся ханаанский храм со стенами 5 метров толщиной, три вертикально стоящие мацевы, а также ворота и казематные стены Древнего Сихема.
На месте так называемого колодезя Иаковлева (Сихем)
Следующий пункт поездки был особенно важен, т.к. необходимо было встретиться с директором культурного центра самарян, сыном самарянского первосвященника когеном Иафетом и передать ему журнал «НЕвский БОгослов». В 2009 году преподаватели и студенты академии посетили гору Гаризим и познакомились с когеном Иафетом. Позже рассказ об истории и современном положении самарянской общины на горе Гаризим был опубликован в студенческом журнале академии в номере 4 за 2010 год. Коген Иафет с большим радушием встретил участников экспедиции, сразу же принялся листать подаренный ему журнал, а увидев свою фотографию, пришел в восторг. Коген Иафет рассказал, что недавно он выпустил книгу на арабском языке о сорокалетнем путешествии евреев по пустыне. На прощание он передал в дар академии Тору на самарянском языке.
Участники экспедиции осмотрели место, на котором располагался самарянский храм. В настоящее время здесь находятся руины византийской цитадели и октогонального храма. С внешней стороны западной стены цитадели видны остатки фундамента Святого Святых самарянского храма.
Развалины самарянского храма на г. Гаризим
В четвертый день начался с посещения древнего Иерихона (Тель эс-Султан) и продолжился визитом в Бейт Шеан. Был осмотрен сам тель с развалинами ханаанских храмов и домом египетского наместника, а также римский город Скифополис. Известно, что в этом городе сосуществовали четыре общины: языческая (римская), христианская, иудейская и самарянская. В основном сохранились памятники, относящиеся к римской общине.
После Скифополиса экспедиция направилась на запад, в Кесарию. В Кесарии был осмотрен камень, найденный во время раскопок театра с т.н. «надписью Пилата». Кесария удивила своим размахом и величием. Ирод Великий построил великолепный город с прекрасным портом, красивыми храмами, дворцами, театром, ипподромом, таможней и банями.
На этом короткая и насыщенная поездка подошла к завершению. В день отлета участники экспедиции, помолившись в храме Гроба Господня, покинули Святую Землю.
Текст: протоиерей Димитрий Гольцев, протоиерей Алексий Ольховников Фото: протоиерей Алексий Ольховников