Второй день VI Всероссийской научно-практической конференции «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии» участники посвятили обсуждению богословских и психологических аспектов личности. В прозвучавших докладах был дан подробный разбор самого определения личности, рассмотрена история формирования религиозно-философских представлений об этом понятии, а также представлен сравнительный анализ мнений святых отцов и учителей Церкви по этому вопросу.
«Нынешний день конференции посвящён теме личности, её богословским и психологическим аспектам. Без сомнения, всё, что связано с человеком рано или поздно становится вопросом для обсуждения. А поскольку у нас есть свой взгляд на человека, то у нас должно быть и своё понимание личности. Для нас слишком дорого всё то, что связано с человеком, потому что “нас ради человек и нашего ради спасения” Бог воплотился — стал человеком», — в начале мероприятия с приветственным словом к участникам конференции обратился протоиерей Михаил Браверман.
Сложность и многогранность обсуждаемой проблематики показал в своём докладе «Теологические концепты “личность” и “межличностные отношения” как онтологическое основание современной православной богословской антропологии» доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета С. А. Чурсанов. Центральной проблемой при определения названных понятий Сергей Анатольевич назвал размывание христианского богословия под давлением мировоззренческого плюрализма. Это выражается в том, что в христианство привносятся понятия, которые до этого никогда не использовались. При этом происходит интеграция языческих или синкретических элементов в богословие. В качестве одного из способов защиты от подобного негативного влияния может быть подход, когда православное богословие основывается исключительно на Божественном откровении и Предании. Докладчик отметил, что при изучении Писания, постановлений Вселенских соборов и трудов святых отцов можно выделить следующие свойства личности: свободу, уникальность, целостность, открытость, способность к творчеству и возможность межличностного общения. Каждое из этих свойств имеет своё основание в тринитарном богословии и христологии, что в очередной раз подчёркивает наличие образа Бога в каждом человеке. Поэтому, по словам Сергея Анатольевича, современная психология должна учитывать богословскую антропологическую модель личности и межличностных отношений при оказании помощи людям.
После того, как участники конференции прослушали доклады, обсуждение продолжилось в формате круглого стола. Наиболее оживлённую дискуссию вызвали тема феномена субъективности человека и вопрос момента непосредственного участия Творца при зарождении каждой личности. Здесь участники конференции высказывали две различные точки зрения: часть научного собрания обосновывала мнение, что Бог непосредственно участвует в творении каждой личности; вторая группа отстаивала позицию, согласно которой Бог создал лишь механизм, по которому «личность» передаётся от родителей к ребёнку. В конце дискуссии участники сошлись во мнении, что данный вопрос лежит вне компетенции человека и представляет собой некоторую тайну Божественного домостроительства. Также за круглым столом обсудили определение ипостаси и других терминов античной и христианской антропологии.
Завершился круглый стол тем, что каждый участник поделился своими впечатлениями и мыслями о полученной на конференции информации. После чего доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, председатель Епархиального Общества православных психологов Л. Ф. Шеховцова поблагодарила всех докладчиков за высокий научный уровень выступлений, а также выразила надежду на дальнейшие сотрудничество.
Справка:
5 февраля с докладами на VI Всероссийской научно-практической конференции «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии» выступили:
- Р. М. Рупова, доктор философских наук, доцент кафедры теологии Российского государственного социального университета — «Вероопределения Халкидонского Собора и их антропологические следствия»;
- Иеромонах Роман Модин, преподаватель Казанской православной духовной семинарии — «Антропологические аспекты религиозно-философской системы А. Ф. Лосева»;
- С. А. Чурсанов, кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — «Теологические концепты “личность” и “межличностные отношения” как онтологическое основание современной православной богословской антропологии»;
- М. В. Ковшов, кандидат богословия, доцент Московской Духовной Академии, доцент Перервинской духовной семинарии — «Образ бытия Божественных Ипостасей как основание православного богословия личности»;
- Иерей Сергий Фуфаев, преподаватель Московской Духовной Академии — «Что открывает нам православное учение о личности»;
- Л. Ф. Шеховцова, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии — «Онтологический аспект личности»;
- Протоиерей Константин Константинов, кандидат богословия, кандидат биологических наук, доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии — «Внутренний мир и конструкция мозга».
6 февраля — последний день конференции, которая завершится праздничной Литургией в храме Святителя Петра Митрополита Московского на Роменской улице. После чего состоится паломническая поездка участников конференции в часовню блаженной Ксении Петербургской.
Пресс-служба СПбДА