Афанасий Огарков. «Житие св. Филиппа» как литературный памятник

Афанасий Огарков. «Житие св. Филиппа» как литературный памятник

Одним из ярких представителей Русской Церкви, который конкретно и честно выражал мнение Церкви относительно деятельности государственной власти, являлся святитель Филипп Колычев. Митрополит Филипп Колычев — известный церковный деятель второй половины ΧVI в., который занял митрополичью кафедру после самовольного ухода в монастырь своего предшественника, митрополита Афанасия, в острый момент стихийного выступления феодальной «верхушки», накануне объявления о раскрытии грандиозного политического заговора против московского государя. Оказавшись в центре до предела обострившихся противоречий, вызванных учреждением опричнины, он стал последовательным борцом против расширения сферы ее влияния и погиб мученической смертью, так и не отказавшись от своих убеждений.

О деятельности и трагичной кончине митрополита Филиппа повествует его Житие, литературный памятник, написанный неизвестным соловецким монахом в конце ΧVI в. По существу, данный документ является важным повествовательным источником отечественного происхождения, который сообщает о событиях опричнины в один из наиболее загадочных периодов Московского государства.

Основным источником сведений о жизни митрополита Филиппа является его житие, написанное между 1591—1598 годами в Соловецком монастыре. Согласно предисловию к житию, в его основу легли устные рассказы очевидцев. По мнению исследователей, в нём достоверно изложены фактические сведения об избрании Филиппа на митрополию и о его последующей трагической судьбе.[1]

К прочим историческим свидетельствам относятся:

летописные материалы

• летописные сообщения XVI века: Третья Псковская летопись, Новгородская Уваровская летопись, а также Повесть о разгроме Новгорода Иваном Грозным;[2]

• Мазуринский летописец XVII века.

рассказы современников

• «История о великом князе Московском» князя Андрея Курбского;

• «Послание к герцогу Кетлеру» лифляндских наёмников И. Таубе и Э. Крузе;

• «Записки о Московии» Генриха Штадена.

Наиболее дискуссионным вопросом является история убийства Филиппа Малютой Скуратовым. Мазуринский летописец сообщает: «7078 (1570) Того же году преставление иже во святых отца нашего Филиппа, митрополита московского и всеа Русии, чюдотворца, новаго исповедника, в царство царя Ивана Васильевича всеа Русии пострада и конец от жития сего прият от Малюты Скуратова во изгнании во Твери в монастыре нарицаемом Остроческом…».[3] Поскольку Филипп назван в тексте святым, это свидетельствует о позднем внесении записи летописцем на основе более ранних сообщений.

Князь Андрей Курбский во время смерти Филиппа находился в Литовском княжестве и поэтому описывал события по сообщениям третьих лиц, не делая однозначных утверждений о причинах смерти Филиппа, хотя и связывает её с Иваном Грозным: «…некоторые говорят, что по по- велению царя епископ был удавлен в том монастыре одним лютым и бесчеловечным кромешником, а другие говорят, что в любимом царем городе, называемом Слободой (Александровой), который кровью христианской наполнен, епископ был сожжён на горячих углях».[4]

Лифляндцы И. Таубе и Э. Крузе находились в описываемый ими период при дворе царя Ивана IV, но, будучи иноверцами, не могли лично наблюдать ряд событий (в частности, при столкновениях царя и митрополита во время богослужений). О смерти Филиппа они пишут следующее: «приказал он своему высшему боярину или палачу Малюте Скуратову задушить его веревкой и бросить в воду, в Волгу».[21] Генрих Штаден, бывший одним из опричников, пишет только о заключении Филиппа «добрый митрополит попал в опалу и до самой смерти должен был сидеть в железных, очень тяжелых цепях», а описывая поход Ивана IV на Новгород, ничего не сообщает о его убийстве.[5]

Личность митрополита Филиппа рассматривалась всеми крупными историками XIX и XX веков. К специальным работам по исследованию жизни митрополита относятся работы Ф. М. Уманца, А. А. Зимина, монография Г. П. Федотова. В 2006 году сотрудником Пушкинского дома И. А. Лобаковой было опубликовано исследование, посвящённое различным спискам жития митрополита Филиппа (определены текстологические связи и индивидуальные стилистические особенности каждого из списков, показана роль Соловецкого монастыря в становлении культа святителя).[6]

Первая попытка осмысления «Жития св. Филиппа» в качестве исторического источника связана с именем Н. М. Карамзина, который активно использовал этот памятник в начале XIX в. во время работы над «Историей государства Российского».

Среди критических приемов, которыми владел Карамзин, следует отметить выявление смысловых противоречий в тексте агиографического памятника. Карамзин считал, что в «Житии св. Филиппа» несправедливо сказано о том, что уже по возведении Филиппа на митрополичий престол Иоанн Грозный замыслил Опричнину и для этого он созвал святителей, и что Филипп вместе с Германом вооружился против этого замысла. Опричнина была установлена, как мы знаем в 1565 году[7]. Вместе с тем историк использовал «Жития св. Филиппа» для подтверждения или опровержения исторических фактов, изложенных в других доступных ему источниках.

Яркая и эмоциональная трактовка жития митрополита Филиппа привлекла к вниманию и церковных историков. В числе первых церковных историков занявшихся житием митрополита Филиппа был епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков). К 1849 г. он подготовил подробное комментированное изложение под названием «Жизнь святого Филиппа». Однако из-за цензурных сложностей того времени, его труд увидел свет только в 1861 году. Эта книга стала образцом для многочисленных изданий последующего времени.

К концу XIX века опыт исследования агиографического памятника показал, что для его дальнейшего использования в целях изучения отечественной истории требуется более углубленный научный подход, связанный с сопоставлением разнообразных списков. С этой задачей справился В. О. Ключевский.

Исследуя «Житие св. Филиппа» И. Яхонтов подробно рассмотрел досвятительский период деятельности митрополита Филиппа Колычева. В конце своего исследования И. Яхонтов пришел к выводу, что автором агиографического памятника «Жития св. Филиппа» был один из монахов Соловецкого монастыря.

Сомнение в исторической точности сведений, изложенных в «Житии св. Филиппа» основной редакции, высказал также профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии А. В. Карташев. Он указал некоторые хронологические и другие несообразности агиографического текста, уже замеченные ранее историками, а так же предположил, что «буквальные речи Филиппа… вероятно, сочинены самим автором»[8]. В заключение А. В. Карташев признал, что «писатель жития не лишен был литературного таланта и этим отчасти, может быть, увлекался»[9].

Изучением «Жития св. Филиппа» занимались так же и русские ученные, оказавшиеся в эмиграции. Например ученный историк Г. П. Федотов в специальном исследовании о жизни и деятельности митрополита Филиппа, которое впервые было опубликовано в Париже в 1928 году, назвал московского митрополита равно принадлежащим истории Русской церкви и истории русского государства. Для возмещения скудости известий о биографии митрополита Филиппа, которые сохранились лишь в агиографическом памятнике, историк широко привлек современную ему научную литературу и опубликованные к тому времени источники по истории опричнины. Таким образом содержание «Жития св. Филиппа» во второй раз после Карамзина было вставлено в «историческую оправу».

По мнения А. А. Зимина, основной предпосылкой столкновения Ивана Грозного с митрополитом Филиппом стала объективная потребность в ликвидации последних очагов политической раздробленности. «Главное, что побудило митрополита столь настойчиво противоборствовать опричнине, — писал историк, — это сопротивление руководства церкви централизаторской политике правительства Ивана IV»[10].

Исследовательница Г. Г. Латышева впервые обнаружила и провела тщательное текстологическое сравнение нескольких повествовательных памятников начала XVII века, посвященных хозяйственной деятельности Филиппа Колычева в Соловецком монастыре, что позволило ей аргументированно говорить о существовании особых редакций.

П. Бушкович высказал несколько аргументированных замечаний против представления Г. Г. Латышевой о датировке основных редакций «Жития св. Филиппа» и в свою очередь предположил, что обе редакции были созданы в пределах одного хронологического периода[11].

Большинство историков, изучавших «Житие св. Филиппа» в России и за рубежом, рассматривали агиографический памятник в качестве важного источника по истории опричнины. В этой связи весьма ориги- нальным выглядит мнение профессора Йельского университета в США П. Бушковича, высказанное в статье 1994 года. Исходя из тезиса о том, что дать объективную оценку средневекового памятника можно ис- ключительно на основе его содержания, американский историк считает «Житие св. Филиппа» сомнительным источником о событиях 1568-1569 гг[12].

Исследователь И. Яхонтов еще в XIX веке дал высокую оценку Крат- кой редакции литературной биографии митрополита Филиппа Колычева, которую он обнаружил среди рукописей Соловецкого монастыря. И. Яхонтов утверждает, что краткая редакция «Жития св. Филиппа» по- явилась благодаря обычному сокращению пространного текста Тулуповской редакции. Однако до последнего времени не было проведено общего сопоставления краткой редакции с двумя основными редакциями «Жития св. Филиппа». Такая работа была впервые проделана исследовательницей И. А. Лобановой, которая выявила исчерпывающую картину полного совпадения и отчетливое различие житийных эпизодов. Исследования И. А. Лобановой свидетельствуют о типологической близости «Жития св. Филиппа» с севернорусской житийной традицией. Эти исследования позволили конкретизировать предварительные исследования И. Яхонтова.

Сходства фрагментов Тулуповской и Колычевской редакции позволяет, по мнению исследовательницы И. А. Лобаковой, возвести их к общему источнику. Поскольку в Колычевской и Краткой редакциях существует несколько близких чтений, которые не совпадают с Тулуповской редакцией, то, исследовательница предположила, что в протографе основных редакций эти чтения были[13]. Данное предположение подвело И. А. Лобакову к выводу о существовании архетипного текста агеографического памятника.

Исследовательница И. А. Лобакова заметила, что в каждой из редакций литературной биографии «Жития св. Филиппа» совершенно по-раз- ному осмысливается роль митрополита Филиппа Колычева, и образ царя Ивана Грозного[14]. При этом следует подчеркнуть, что составитель краткой редакции едва ли ставил пред собой сознательную цель изменить идейную направленность памятника и художественную систему, созданную предшественником. Все особенности текстов, тщательно выявленные исследовательницей в результате сопоставления Краткой редакции памятника с двумя основными, появились благодаря тому сокращению Тулуповской редакции, о которой писали историки XIX века[15].

На основании проведенной работы можно сделать вывод, что фигура свт. Филиппа Колычева достаточно хорошо освещена в отечественной историографии. Основным повествовательным источником по биографии митрополита является такой литературный памятник как «Житие свт. Филиппа». К этому сочинению выказывали доверие такие признанные исследователи как Н. М. Карамзин и епископ Леонид (Краснопевков), которые в свою очередь также внесли значительный вклад в изучение жизни свт. Филиппа. Наряду с этими работами можно также упомянуть труды В. О. Ключевского, А. А. Зимина, Г. П. Федотова, Р. Г. Скрынникова, Г. Г. Латышевой, И. А. Лобаковой. Тексты Тулупувской и Колычев- ской редакции сходны по своему содержанию, но они отличаются тем, что не везде подробно излагаются отдельные этапы жизни митрополита Филиппа. Противоречивое изложение Колычевской редакции «Жития св. Филиппа» свидетельствует в пользу мнения, что вскоре после перенесения останков митрополита в Соловецкий монастырь (1591 г.) там была создана Тулуповская редакция памятника. На основании этой редакции более поздний редактор оставил это произведение, автор Колычевской редакции стремился сохранить общую композицию повествования. Вместе с тем он существенно сократил фактический материал, который не добавлял новых аргументов для раскрытия образа идеального героя в рамках агиографического канона.

Нами был проведен анализ на наличие текстологической связи Колычевской редакции «Жития св. Филиппа» с рядом других источников составленных соловецкими монахами в начале XVII в. На основании материалов Г. Г. Латышевой, которая провела работу по выявлению текстологической связи Колычевской редакции «Жития св. Филиппа» с другими памятниками соловецких монахов, стало ясно, что наиболее ранним из них является «Сказание о Филиппове строении». Однако, после проведения других анализов стало понятно, что первая редакция «Сказания о Филиппове строении» не имеет прямой текстологической связи с Колычевской редакцией жития.

Были исследованы прототипы и параллели «Жития св. Филиппа» с другими литературными источниками. Мы выяснили, что составителями жития было заимствовано предисловие к первой редакции жития, составленное именно по «Житию Герасима Болдинского», об этом свидетельствует анализ В. О. Ключевского. Что касается самого текста, то протоиерей Иоанн Яхонтов проводя исследование «Жития св. Филиппа» сделал вывод, что составитель этого жития был человеком весьма грамотным, при этом он умел очень грамотно копировать выдержки из произведений своих предшественников. Проанализировав досвятительский период митрополита Филиппа, отец Иоанн сделал вывод, что текст слово в слово совпадает с «Житием Зосимы и Савватия Соловецких».

Таким образом, можно сказать, что фигура свт. Филиппа Колычева очень ярко освещена в отечественной историографии, несмотря на некоторые дискуссионные вопросы относительно его биографии, тем не менее, перед нами создается достаточно цельный образ одного из самых выдающихся церковных деятелей Русской Православной Церкви, который занял митрополичью кафедру в сложных исторических условиях, после самовольного ухода в монастырь своего предшественника, в острый момент стихийного выступления феодальной верхушки, накануне объявления о раскрытии грандиозного политического заговора против московского государя. Оказавшись в центре до предела обострившихся противоречий, вызванных учреждением опричнины, он стал последовательным борцом против расширения сферы ее влияния и погиб мученической смертью, так и не отказавшись от своих убеждений.


Примечание:

[1] Житие митрополита Филиппа (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН) // Электронные публикации. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3941 (дата обращения 01.03.2017).

[2] Повесть о разгроме Новгорода Иваном Грозным (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН) // Пушкинский дом. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=3941 (дата обращения 01.03.2017).

[3] Полное собрание русских летописей. Т. 31. М., 1968. С. 140.

[4] Андрей Курбский. «История о великом князе Московском» (Глава VIII. О страданиях священномученика Филиппа митрополита Московского) // Седмица.ru. URL: http://lib. pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3941 (дата обращения 01.03.2017).

[5] Генрих Штаден. «Записки о Московии» // Хронос. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/ Default.aspx?tabid=3941 (дата обращения 01.03.2017).

[6] Там же.

[7] См.: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. IX. СПб. 1821. С. 54.

[8] Карташев А. И. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993. Т. I. С. 445.

[9] Там же. С. 445.

[10] Зимин А. А. Митрополит Филипп и опричнина // Вопросы истории религии и атеиз- ма. М., 1963. С. 270-271.

[11] Ibid. P. 36.

[12] Bushkovitch P. The Life jf Saint Filipp. L., 2003. P. 36.

[13] Лобакова И. А. «Житие митрополита Филиппа». СПб, 2006. С. 274-275.

[14] Там же. С. 275.

[15] Там же. С. 275-279.

Источники и литература

1. Полное собрание русских летописей. Т. 31, М., 1968.

2. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. IX. СПб. 1821.

3. Житие митрополита Филиппа (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН) // Электронные публикации. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/ Default.aspx?tabid=3941

4. Повесть о разгроме Новгорода Иваном Грозным (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН) // Пушкинский дом. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3941

5. Андрей Курбский. «История о великом князе Московском» (Глава VIII. О страданиях священномученика Филиппа митрополита Московского) // Седмица.ru. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3941

6. Генрих Штаден. «Записки о Московии» // Хронос. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3941


Опубликовано 16.11.2017 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter