Александр Андреев. Святость — свидетельство Воскресения Христова и действия Святого Духа

Александр Андреев. Святость — свидетельство Воскресения Христова и действия Святого Духа

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня в церковном календаре мы отмечаем память всех святых. Этот день тесно связан с предшествовавшим ему воскресным днем, с праздником Пятидесятницы, и является как бы завершением «октавы» — восьми дней — Пятидесятницы. Если в воскресенье святой Пятидесятницы мы вспоминали, как Святой Дух сошел на апостолов, а через них, на весь мир, то сегодня для нас вполне естественно отметить плоды Святого Духа — святых, которые украшают церковь. В понимании ранней церкви, святые — в первую очередь мученики. Поэтому в Типиконе Великой Церкви сегодняшний день называется «днем памяти всех святых мучеников, от века за Христа пострадавших». На эту связь с мучениками указывает и евангельский отрывок, который мы слышали за Литургией: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми — говорит Господь — того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф 10:32–33). Эти слова нас переносят в эпоху мучеников, когда вероятность пострадать за Христа была очень высока. Любой христианин мог стать мучеником, а мог и отречься от Христа, принеся жертву идолам.

Таким образом, нынешнее воспоминание святых мучеников нас связывает не только со днем Пятидесятницы, но и с праздником святой Пасхи. День всех святых заключает этот праздничный период, который начинается с Воскресения Христова и следует через сошествие Святого Духа к сегодняшнему дню. Ибо кто такой мученик? В греческом языке слово «μάρτυς», переведенное на русский язык как «мученик», означает «свидетель». Мученики являются свидетелями истинности воскресения Христова. Они свидетельствуют, что слова «смерти празднуем умерщвление», «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» и другие — не просто красивая метафора, а настоящая реальность. Действительно, только человек, убежденный в отсутствии смерти, в том, что она побеждена, может не только добровольно идти на страдание и смерть, но и делать это с непритворной радостью, так, как это делали древние мученики. Достаточно вспомнить известный пример святителя Игнатия Богоносца, который писал к римским христианам: «оставьте меня быть пищею зверей; я — пшеница Божья, которую должны истереть зубы зверей, чтобы приуготовить из меня чистый хлеб Христов».

Но наступил мир императора Константина. Прекратились гонения. Христиан уже не бросали на съедение зверям, и тема мученичества стала менее актуальной. Тем не менее, на ряду с мучениками в гимнографии сегодняшнего праздника мы почитаем еще несколько категорий святых. И все они тоже связаны с победой Христа над смертью. Что это за святые? Это апостолы, о которых так красноречиво говорит апостол Павел: «я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор 4:9). Вся их жизнь была умиранием за Христа, потому что они оставили все ради проповеди Его имени. Обычно их проповедь тоже увенчивалась мученической смертью.

Вторая категория святых, чью память мы сегодня прославляем — преподобные. Вся жизнь преподобных является примером смерти для мира, чтобы ожить для Христа. Человеку свойственно есть и пить, одеваться и жить в жилищах, иметь жену и детей. Они же лишали себя пищи и питья, ходили в рубищах и скитались по пустыням, отказывались от семейной жизни и умерщвляли свою плоть. Они те, о ком сказал Господь: «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф 19:29).  Поэтому их смерть была настоящим торжеством жизни: на смертном одре лицо преподобного Сисоя воссияло, как солнце, преподобный Антоний видел, как душа святого Аммуна в огненном виде возносится на небо в сопровождении ангелов.

Наконец, последняя категория святых, чью память мы сегодня чествуем — святители, т.е. православные, благочестивые архиереи. Их жизнь и служение были умиранием за паству по слову Спасителя: «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин 10:11) и поэтому отринув еретические учения, избежав искушений власти и денег, обличив грехи царей и сильных этого мира, они тоже получили от Господа нетленный венец победы.

Смерть, дорогие братья и сестры, продолжает быть актуальной проблемой для каждого человека. Каждый, кто рождается в этот мир, делает это для того, чтобы умереть. Люди по-разному подходят к проблеме смерти. Некоторые пытаются избежать ее, всячески забыть о ней, жить в этом мире подобно неразумному богачу: «душа! покойся, ешь, пей, веселись» (Лк 12:19). Так живет подавляющее большинство людей в нашем мире. Впрочем, есть люди думающие, которые пытаются объяснить смерть разными философскими системами. Они убеждают себя и других, что хотя мы и умираем, но живет человечество, идет прогресс, и мы должны жить во имя этого прогресса. Трагедия этих философских систем в том, что очень часто их представители готовы ради мнимого прогресса погубить тысячи и даже миллионы подобных им людей. Наконец, есть и мы, христиане, которые должны жить, подобно древним святым, как приговоренные к смерти. Как живут приговоренные к смерти? Разве они гонятся за богатством и славою? Но какая им польза в них? Разве они спорят о чинах и первенстве? Но они не избавят их от неминуемой смерти. Разве они кроют обиду друг на друга? Вряд ли. Скорее они готовы всем простить и у всех просить прощение. Они ожидают последнего дня, либо в агонии и муках, либо в радости и спокойствии. Но в радости и спокойствии ожидать смерть может только тот, кто уверен не только в ее неминуемости, но и в том, что после нее он вступит в вечную жизнь, где получит богатства, и славу, и честь и чины, превосходящие все, что может дать этот мир. Первое — неминуемость смерти — очевидно для каждого думающего человека. Второе — убежденность в жизни со Христом после телесной смерти — является предметом глубокой веры. Примером такой веры могут послужить те тысячи, миллионы святых: мучеников, преподобных, святителей, апостолов — чью память мы сегодня совершаем. Итак, братья и сестры, «имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр 12:1), которому подобает слава со Отцом и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Проповедь студента 3 курса аспирантуры Александра Андреева, произнесенная за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в День всех святых, 3 июня 2018 г.


Опубликовано 05.06.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter