Александр Аникин. Священномученический подвиг отца Иоанна Кочурова

Александр Аникин. Священномученический подвиг отца Иоанна Кочурова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Это был обычный человек. Такой же, как и все мы. Его жизнь была полна надежд и разочарований, устремлений и трудностей, у него были свои цели и препятствия в их достижении. Внешне, отец Иоанн Кочуров, память которого сегодня воспоминает наша Церковь, ничем не выделялся среди своего окружения. Не было у него каких-то особенных духовных дарований, он не исцелял людей, ему не являлся Бог, он не был прозорливцем. Рождённый в семье сельского священника, он с детства решил посвятить свою жизнь служению Церкви и поэтому в двадцать лет поступил в Рязанскую духовную семинарию, а после её окончания и в Санкт-Петербургскую духовную академию. Сформированное ещё в юности твёрдое желание стать служителем Божиим и тяга к миссионерству позволили ему окончить наше учебное заведение со степенью кандидата богословия. В соответствии с его волеизъявлением, после окончания академии он был направлен на служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию, где и был рукоположен в сан иерея. За весь период своего служения в Америке он возвёл несколько храмов в Чикаго, был благочинным Нью-Йоркского округа, занимался окормлением эмигрантов из России и стран Восточной Европы. Именно в Америке произошло его знакомство с будущим патриархом Московским и всея Руси Тихоном, который позже высоко оценил труды и подвиг отца Иоанна. После двенадцати лет служения в Северной Америке, в сане протоиерея, отец Иоанн вернулся в Россию, где был назначен сверхштатным священником сначала в один из Нарвских храмов, а затем вторым священником в Екатерининском соборе Царского Села.

Из всего жизнеописания отца Иоанна видно, что у него была обыденная жизнь священнослужителя. Всё как у всех. Но так казалось только на первый взгляд. В душе этого человека теплился особый огонёк. Внутреннее ощущение Божественного присутствия, реальности бытия Бога, уверенности в Его Промысле, ревность о спасении душ человеческих, все это особенно проявилось в последние дни его жизни. Дело в том, что время его служения в Царском Селе совпало с тяжелейшим периодом в истории нашей страны – отречением от престола императора Николая II и октябрьской революцией 1917 года. Во время артиллерийского обстрела стоящих в Царском Селе казацких отрядов большевистскими войсками, отец Иоанн с настоятелем собора решили провести крестный ход с молебствиями о прекращении братоубийственной войны. На следующий день, когда казаки оставили город и в него вошли отряды большевиков, местные священнослужители, и в их числе отец Иоанн были схвачены. На них были даны ложные показания, будто бы они служили молебен с крестным ходом вокруг города о победе казаков, что на самом деле было далеко от правды. Отец Иоанн пытался разъяснить суть дела и призывал всех к братолюбию, но разъяренная и беснующаяся толпа схватила его и повела в сторону Царскосельского аэродрома, где без каких-либо разбирательств отец Иоанн был расстрелян на глазах у своего малолетнего сына, стяжав, тем самым, первым из священнослужителей Российских, венец мученический.

Мученический венец. Сколь глубоко и содержательно это понятие в жизни Церкви. Мученики – это свидетели. Свидетели не просто жизни Господа Иисуса Христа как исторической личности, но свидетели реальности Его бытия в нашем мире, присутствия Его во всех окружающих нас вещах. Свидетели Живого Бога.

Мученики первых веков христианства умирали за открытое свидетельство о Христе. Христе распятом, призираемом иудеями и гонимым правителями Римской империи. В реалиях России начала XX века, знающей Бога, являющейся исконно, как казалось, православной, Россией верующей, не было необходимости учить о Христе. Уже не первый раз в истории, народ на котором пребывало особое попечение Божие, гнал Его. И это гонение было особенно жестоким. Отец Иоанн даже не имел возможности устно свидетельствовать о своей вере. Являясь «солью мира» по заповеди Спасителя, он был ненавистен безбожной толпе только за то, что был священнослужителем, за то, что непреклонно стоял в Правде и не боялся открывать Её людям (Мф. 5:13; Мк. 9:50).

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали троекратное вопрошание уже воскресшего Спасителя к апостолу Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин. 21:15). Апостол Петр трижды свидетельствовал о своей любви ко Христу, что и подтвердил своей последующей жизнью и мученической смертью. Подобно первоверховному апостолу Петру, отец Иоанн свидетельствовал о Христе всю свою жизнь, даже до смерти. И, имея возможность избежать её, просто уйти с казаками, предпочёл остаться с пасомыми до конца своих дней, претерпев в итоге мученическую кончину.

Но ценен этот подвиг в первую очередь не для самого отца Иоанна Кочурова, ценен он для всех нас. Ведь чем больше проходит времени, в том числе, чем больше Церковь Христова внешне прибывает в мире и благоденствии, тем более ощущается дистанцирование реалий нашей церковной жизни, церковной дисциплины от образа жизни первых христиан. Смотря на пример жизни святых, мы не назидаемся от них только потому, что сейчас всё другое, жизненные обстоятельства, окружающая нас обстановка и общество. Наш духовный мир оскудевает, нравственные чувства притупляются, борьба с греховными порывами и страстями кажется все более невозможной и неудобоносимой. В тех обстоятельствах, когда от нас необходимо открыто исповедовать Христа, открыто заявить о невозможности совершать те или иные поступки, становящиеся в разрез с нашей верой, мы часто даём слабину. В те моменты, когда имеется хоть и малая, но возможность миссии, отходим назад, боясь непонимания со стороны окружающих. Особенно это касается молодого поколения, в котором всё активнее пропагандируются идеи в корне противоречащие не только Церковным, но и внутренним установлениям человека. Кроме того, существует реальная угроза, что многие из нас, при условии отсутствия связи с верой образом жизни, будь то какая-то церковная должность, послушание, или, в том числе, обучение в духовной школе, постепенно, увлеченные заботами этого, земного мира, вообще перестанут ходить в храм. Но в тоже время, менее ста лет назад мы имеем множество примеров подвига стояния во Христе даже до смерти, в том числе пример жизни священномученика отца Иоанна Кочурова, который теперь предстоит пред алтарём Божиим по словам тропаря: «моля всеблагаго Бога, Церковь святую сохранити в мире и спасти души наша». И только от нас и от нашей свободной воли зависит изберём ли мы жизнь с Богом, или без Него. Аминь.

// Проповедь студента I курса Санкт-Петербургской православной духовной академии Александра Аникина, произнесенная 12 ноября 2011 г. в Иоанно-Богословском академическом храме за всенощным бдением.


Опубликовано 13.11.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter