Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
«Гусль небесных пений», «Сад чистоты», «Цитра богословия» – такими вдохновенными словами мы, братья и сестры, прославляем в богослужебных гимнах Друга и Наперсника Христова – святого евангелиста Иоанна Богослова.
Этот день, 21 мая, для нас, несомненно, по своему значению является важным праздничным событием. Как известно из ранней христианской истории, праздник этот был установлен в Ефесе по случаю ежегодного исхождения от гробницы Иоанна Богослова необычного целебного праха, которым верующие исцелялись от различных недугов и болезней. В частности об этом свидетельствуют нам литургические памятники XI века – Синаксарь Константинопольской Церкви и Минологий византийского императора Василия Болгаробойцы.
Несомненно, что не только в Ефесе, но и во всей ранней христианской Церкви святой апостол Иоанн Богослов глубоко почитался верующими. И об этом ярко свидетельствует нам паломница IV века Эгерия, которая путешествовала в Ефес ради святой гробницы евангелиста Иоанна. По ее описанию, гробница святого блаженного Иоанна была одним из самых почитаемых и излюбленных мест паломничества во всей Азии, куда ежедневно стекалось множество паломников из различных стран Римской империи.
Не менее торжественно святой Иоанн Богослов почитался в Иерусалимской, Армянской и Грузинской Церквях, где в V-VIII веках апостола Любви христиане чествовали 5 раз в году, совершая литании по случаю праздника, о чем говорит нам сборник богослужебных указаний – Грузинский Канонарий.
Наша Церковь сохранила древнюю традицию – торжественно чтить память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
За что же этот Апостол так особенно чествуется христианами? Конечно же, мы без особого размышления можем сказать, что святой Иоанн Богослов чтится верующими за свою парящую любовь, обращенную к Богу и ближним. И явным выражением этой любви в земной жизни апостола Иоанна явилась его особенная черта – незлобие к людям. Именно это качество евангелиста, как никакое другое, дало увидеть всем верующим его пламенную любовь к Богу и ближним.
Зададимся вопросом. Что нам необходимо понимать под словом «незлобие»? Святой преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» говорит о незлобии, как о великой добродетели, которая приобретается человеком усердными трудами. Согласно поучению того же преподобного, незлобие почти неразделимо с добродетельной кротостью. Обе эти добродетели даже в какой-то мере неразличимы. В греческом языке рассматриваемые добродетели обозначаются одним и тем же словом – «ἀκᾰκία», что означает кротость, незлобивость.
По словам святого Иоанна Кронштадтского, незлобие есть такое устроение души, при котором совершенно умирает всякая злоба, и сердце человека наполняется Божественной любовью. Как подчеркивает Ерм, пророк Римской Церкви начала II века, именно от незлобия рождается любовь в человеке.
Проследим же и мы, как в жизни апостола Иоанна Богослова проявилась эта добродетель.
Уже само духовное евангелие несет в себе дух кротости Иоанна Богослова. В своем благовестии Апостол Любви не называет себя по имени. Нигде нельзя увидеть, чтобы святой Иоанн вступал в беседы с Божественным Учителем, задавал Ему вопросы, высказывал собственное мнение, как это делали другие апостолы. Из всех учеников и последователей Господа святой Иоанн Богослов кажется самым тишайшим апостолом. И только на Тайной Вечери Апостол Любви посмел спросить у Господа: «Кто есть предаяй Тя?».
Следуя евангельской истории, мы можем увидеть, что Иоанн Богослов первым узнает из уст Спасителя о Его предателе. И, примечательно то, что евангелист не озлобляется на предателя Христова, но подражает безграничной любви и милосердию Господа. Может из-за этого Спаситель Иоанну Богослову – первому открывает имя предателя?
Незлобие святого Иоанна Богослова проявляется даже в тот момент, когда воины распинают на Кресте Спасителя. Находясь у Креста, вместе с Божьей Матерью, Апостол Любви сострадает Своему возлюбленному Учителю, подражая Его безграничной любви и незлобию.
Если мы проследим жизнеописание святого Иоанна Богослова, то увидим, что незлобие красной нитью проходит через весь жизненный путь евангелиста.
Как свидетельствует святой Климент Александрийский, уже после своего заключения на острове Патмос святой апостол Иоанн обратил ко Христу одного юношу и поручил местному епископу, чтобы тот духовно окормлял его. Но епископ достаточно халатно отнесся к поручению Богослова, и юноша в скором времени отошел от Церкви и стал разбойником. Узнав об этом, Апостол Любви, будучи кротким и незлобивым, снова встретил епископа, при этом он не выразил к нему никакого гнева, мало того святой Апостол не стал гневаться и на того юношу, который когда-то был наставляем истинному пути. Иоанн Богослов снова с отеческой любовью умолил юношу вернуться на добрый путь покаяния.
Вот как выглядит на деле любовь к Богу и ближнему – она незлобивая и кроткая. По этим качествам мы можем узнать эту любовь и в себе.
Но как трудно быть незлобивыми на деле! Как трудно не обижаться на своего ближнего. Как тяжело переносить оскорбление, и при этом сохранять в своем сердце спокойствие, тишину, равновесие, незлобивость. Порой, нам кажется, что это невозможно, непреодолимо.
Светильник Иоанн Богослов является высочайшим примером, образцом добродетели незлобия. И мы должны усердно молиться Апостолу Любви, чтобы он нам помогал приобрести эту добродетель.
Будем же, братья и сестры, помнить пример, преподанный нам святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. И вслед за блаженным Феофилактом Болгарским будем повторять слова: «Иоанн был незлобивее, проще и кротче всех и за это был любим. Так и мы, если будем так же незлобивы, то удостоимся припасть к груди Иисусовой». Аминь.
Христос Воскресе!