Доклад Александра Юрьевича Щукина, студента Оренбургской духовной семинарии на секции «История Русской Православной Церкви»
V Международной студенческой научно-богословской конференции, проходившей 15-16 мая 2013 года в Санкт-Петербургской православной духовной академии.
Оренбургская епархия начинает свою историю с 19 декабря 1799 г. [1] Но Свет Христовой веры пришёл на эту землю намного раньше, первыми христианами на Южном Урале были казаки, которые осваивали Поволжье, Урал и далее следовали на Восток. В XVI веке башкирские, а в XVIII веке казахские земли добровольно вошли в состав Российской империи. Коренные народы Южного Урала и Поволжья рассчитывали на военную защиту России и искали союза и покровительства русского царя. В итоге, как форпост империи на границе Европы и Азии, был основан Оренбург – город крепость. Далее образовалась Оренбургская губерния [2], а как следствие этого Оренбургская епархия. Оренбуржье — это уникальный регион, здесь встречаются Запад и Восток, Европа и Азия. На территории губернии, проживало множество народов: казахи, татары, башкиры, ногайцы, мордва, чуваши. Этот край в силу многонационального состава, был и поликонфессиональным – здесь исповедовались ислам, буддизм, лютеранство, католицизм, было много старообрядцев и сектантов.
Империя расширяла свои границы, осваивались новые земли, чтобы закрепиться на новом месте, государство активно использовала Православную миссию. Новые подданные российской короны зачастую были язычниками или иноверцами, а православная вера несла с собой русскую культуру и язык, которые ассимилировали туземцев, делая их более лояльными к царской власти. По мнению современного церковного историка В. Цыпина: «В христианском просвещении инородцев, правительство видело самый надёжный путь закрепления их верности России, поэтому миссионерское делание, совершавшееся Церковью по заповеди Христа, встречало поддержку со стороны государства» [3]. Такого же мнения придерживался и историк-краевед Н. Чернавский: «С движением русских в глубь Средней Азии раздвигались и границы православно-русской власти, а с ними и пределы Оренбургской епархии» [4].
Следует отметить, что в Оренбуржье имелась определённая индивидуальная особенность миссионерской деятельности, которая не свойственна другим регионам империи. Особенность эта заключается в следующем — монополия на миссионерскую проповедь в Российской империи принадлежала Православной Церкви, но в правление Екатерины II, «в Оренбургском крае, где местные киргизы (ныне казахи) ещё прибывали в полуязычестве, светская власть поддерживала миссионерские усилия мусульманского духовенства» [5]. И более того, ещё раннее в 1744 году, для налаживания торговых связей с восточными странами, губернатор Оренбурга Неплюев обратился к императрице Елизавете с предложением привлечь для этого татарских купцов. «Зажиточных торговых татар с их семьями и работниками в числе 200 семей» [6] переселили в специально отведённое поселение и дозволили строить мечети, и даже духовные школы (притом, что до издания указа «О веротерпимости…» 1773 года в России не дозволялось строить новые мечети и медресе).
Территории Оренбуржья до образования самостоятельной Оренбургской епархии 19 декабря 1799 г. входили в состав Казанской епархии, которая имеет давнюю историю миссионерской деятельности, уходящую корнями в эпоху Иоанна Грозного. На протяжении столетий православная вера на Казанской земле насаждалась магометанам и язычникам, иногда принудительно – «огнём и мечём» иногда при помощи льгот и подарков.
Интересный факт, одним из первых просветителей Оренбуржья мог стать Михайло Васильевич Ломоносов. Однажды, когда будущий великий учёный ещё учился в Славяно-греко-латинской академии, он узнал об экспедиции в киргиз-кайсацкие степи Ивана Кирилова (основателя Оренбургской губернии). Кирилов предполагал включить в экспедицию учёного священника. Тут-то Михайло и решил принять сан, лишь бы участвовать в столь интересном деле. 4 сентября он подал прошение о рукоположении, в котором объявил к тому же, что у него отец холмогорский священник (это облегчало процедуру, так как переход из одного сословия в другое был запрещён). «Ставленический стол» академии вознамерился проверить показания Ломоносова, ведь ещё недавно он представлялся сыном холмогорского дворянина. И в конечном итоге ложь была выявлена [7]. К счастью для мировой науки, к сожалению для Оренбуржья, будущий великий учёный так и не стал одним из первых миссионеров на оренбургской земле.
В конце XVIII века Святейший Синод учреждает ряд новых епархий среди, которых была Оренбургская. Для просвещения иноверцев и язычников создаётся православная миссия.
В 1875 г. был образован Епархиальный Комитет Православного Миссионерского Общества, целью которого было утверждение веры Христовой среди инородцев Оренбургской губернии и Тургайской области, а также борьба со старообрядчеством и сектантством.
Председателем Комитета являлся правящий архиерей. Территория, на которой Комитет осуществлял свою деятельность, делилась на округа. Деятельность Епархиального Комитета была направлена на благоустроение миссии, действующей в пределах Оренбургской епархии. В ее состав входили следующие миссионерские станы: Богодуховской, Макарьевский, Актюбинский, Чиликский. Помимо этих специальных институтов миссии, «к миссионерской просветительской деятельности среди инородцев привлекались причты приходов, образовавшихся из русских поселенцев в степи» [8]. Важными очагами миссионерства были монастыри, которые очень часто являлись центрами миссионерских станов.
Миссионерское общество не могло охватить своей деятельностью всю, довольно обширную, территорию епархии, поэтому по инициативе Преосвященного Макария епископа Оренбургского 8 ноября 1886г. было открыто Михаило-Архангельское Братство. Профессор Ефименко М. Н. отмечает следующее: «братство создавало миссии против раскола и ислама, содержало миссионерские школы, издавало и распространяло противосектантские книги. Миссионерские цели достигались, главным образом, через устройство школ в православно-инородческих приходах с преподаванием предметов и совершения богослужения на родном языке»[9]. Зачастую иноверцев привлекала возможность дать своим чадам образование, даже не смотря на то, что вместе с грамотой им усваивались и основы христианства.
Деятельность Православной миссии в Оренбургской епархии заключалась в следующем:
- Открытие новых приходов. В том числе приходов со смешанным населением (русские и коренное население), и приходов инородческих, где богослужение совершалось на национальном языке.
- Увеличение числа церковно-приходских школ и школ для новокрещёных.
- Поездки профессиональных миссионеров с проповедью Евангелия и ведение увещевательных бесед с раскольниками и сектантами.
- Издание и распространение противосектантской литературы.
Необходимо так же отметить, что с открытием Оренбургской духовной семинарии в 1883 году, начинается новая веха в развитие православной миссии в Оренбуржье. Семинария изначально создается с миссионерской направленностью (в рамках семинарской программы преподавался арабский и татарский языки). Оренбуржье нуждалось в собственных миссионерах, ранее большинство миссионерских кадров приходилось приглашать из соседних епархий. К сожалению, вклад Оренбургской семинарии, в развитие Оренбургской миссии, оказался не столь значительным, как это было возможно, прежде всего, это было вызвано скорым закрытием семинарии из-за революционной смуты, захлестнувшей Россию.
Итогами миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Оренбургской епархии было следующее:
- Обращение иноверцев и язычников в православие.
- Возвращение в Православную Церковь раскольников и сектантов.
- Учреждение школ, что повысило общий уровень грамотности населения.
- Увеличение числа приходов, строительство новых храмов, часовен и молитвенных домов.
Однако же все вышеперечисленные достижения не решали многих животрепещущих вопросов. При количественном росте православного населения, «качество» оставляло желать лучшего. Большинство населения было слабо воцерковлённым. Ощущался недостаток образованного духовенства и многие другие причины, которые, в общем, были присуще Российской Церкви в синодальный период. Неразрешённость данного вопроса явилась одной из основных причин массового отхода населения от Православия в годину гонений. Хотя следует отметить и великий сонм новомучеников и исповедников, просиявших на Оренбургской земле. Тенденции миссионерской деятельности, которые были в Оренбургской епархии, были характерны и для других епархий на территории Поволжья и Урала. Главным же отличием было то, что светские власти оказывали поддержку мусульманской миссии, способствовали усилению иерархической структуры и централизации управления магометан Поволжья, что так же негативно сказывалось на успехах православной миссии.
Оренбургская епархия сегодня – это уже митрополия, которая состоит и трёх епархий: Оренбургской, Орской и Бузулукской. Оренбургская митрополия, по сравнению с синодальным периодом, занимает, несомненно, меньшую площадь, чем когда-то Оренбургская епархия. И цели, которые стоят перед православной миссией сегодня отличаются от тех целей, которые когда-то ставили перед собой миссионеры XVIII-XIX веков. Уже нет Российской империи, православие более не является государственной религией, которая имеет монополию на проповедническую деятельность.
В новейший период истории Православная миссия в Оренбуржье, не ставит перед собой цель обратить в православие мусульман и представителей иных конфессий. Главными задачами сегодня для православной миссии являются: во-первых, воцерковление населения, которое отождествляет себя с Православием, но зачастую только номинально; во-вторых, борьба с тоталитарными сектами и псевдорелигиозными организациями; в-третьих, возрождение нравственных и духовных основ российского общества. Если в синодальный период православная миссия в основном имела прозелитическую направленность, то в новейший период, истории Оренбургской митрополии, миссионерская работа зачастую совмещается (или даже отождествляется) с социальным служением. Это хорошо видно из названий епархиальных отделов: Социально-миссионерский отдел, Социально-миссионерское благочиние.
В Оренбургской митрополии миссионерская деятельность осуществляется в рамках епархиальных отделов:
- Отдел религиозного образования и катехизации, данная структура осуществляет подготовку катехизаторов, из числа мирян, для миссионерской работы в рамках приходов. Так же Сотрудники отдела проводят курс просветительских лекций и кинолекториев в учебных заведениях среднего профессионального образования.
- Информационно-консультационный центр священномученика Макария Оренбургского. Центр предоставляет информацию о сектах, ведет разъяснительную работу, а также активно собирает данные о вновь образовавшихся сектах. Налажено сотрудничество с антисектантскими центрами других епархий. Проводятся лекции в общеобразовательных школах и университетах, печатаются информационные листки. При храме Казанской иконы Божией Матери п. Берды г. Оренбурга действует реабилитационный центр для пострадавших от действий сект.
- «Отдел по церковной благотворительности и социальному служению – это структурное подразделение Оренбургской епархии, которое объединяет православные храмы, часовни и молитвенные комнаты социальных учреждений области – больниц, детских домов. В Отделе ведется работ с молодёжью, миссионерская и противосектантская деятельность. При храме Святой Троицы города Оренбурга действует Православный Центр защиты материнства и детства «Колыбель» [10].
- «Отдел по взаимодействию с вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством» [11].
В 2008 году было положено начало возрождению Оренбургской семинарии. На сегодняшний день семинария это важный элемент миссионерской работы всей митрополии. Духовная школа готовит будущих пастырей, одной из главных задач которых, проповедь Евангелия. В рамках подготовки студентов, проводятся миссионерские поездки в детские дома, дома престарелых, места тюремного заключения. На базе семинарии проводятся межвузовское сотрудничество ведущих Университетов Оренбурга.
Оренбургская митрополия ведёт тесное сотрудничество с государственными структурами, что способствует Православной миссии в Оренбуржье. Министерство образования области вплотную взаимодействует с отделом образования епархии, подготавливая специалистов для преподавания «Основ Православной культуры», только за 2012 год Отдел образования и катехизации смог через институт повышения квалификаций подготовить 1000 преподавателей ОРКиСЭ.
Одной из современных форм миссионерской работы, которая осуществляется в митрополии, является организация православных концертов и кинолекториев.
Святейший патриарх Кирилл, в своём докладе на Архиерейском Соборе в феврале 2013 года, подчеркнул важность молодёжного служения. Следует отметить, что данная работа уже ведется в Оренбургской митрополии, так были основаны молодёжные общества при кафедральном соборе г. Оренбурга (Логос) и Покровском храме (Братья Покровцы).
Основные пункты Православной миссии в Оренбургской митрополии созвучны с Постановлениями Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, которые были приняты в 2013 году.
На одной из межрегиональных конференций, проходивших в Оренбурге, представители традиционного ислама из Казани заявили, что Православная Церковь недостаточно хорошо ведёт миссионерскую работу среди своей потенциальной паствы (природных русских). Такой вывод они делают по тому, что среди новообращённых ваххабитов Поволжья много русских, а в увеличении числа представителей радикального ислама, не заинтересованы ни мусульмане, ни православные.
При всём многообразии миссионерского служения в Оренбургской митрополии многое ещё предстоит сделать, мы находимся только в начале пути. Сегодня успешной православной миссии, препятствуют такие негативные явления как: отсутствие обязательного оглашения для желающих принять Святое Крещение в сознательном возрасте, а также нехватка квалифицированных специалистов для миссионерской работы.
Данные вопросы ещё ждут своего решения, а всем нам необходимо помнить слова Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
[1] П. С. З 1797 год, № 19,156
[2] П. С. З. 1744 год, № 8901
[3] Цыпин Владислав, протоирей. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды / 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 97
[4] Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем. – Оренбург: Типография Оренбургской Духовной Консистории, 1900. С. 209
[5] Цыпин Владислав, протоирей. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды / 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 98
[6] П. С. З. 1744 год, № 8893
[7] Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Молодая гвардия. 1965
[8] Горлов Г. Е. прот. Духовная нива Оренбуржья – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2010 С. 171
[9] Ефименко М. Н. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики: Оренбургская епархия как уникальное явление Православной истории http://www.vipstd.ru/nauteh/index
PHP/—gn13-03/808-a (12. 04. 2013)
[10] http://www.oepress.ru/otdel_po_tserkovnoy_blagotvoritelnosti_i_sotsialno/index
PHP (23.04.2013)
[11] http://www.buzulukeparh.ru/otdel-po-vzaimodeystviyu-s-vooruzhennymi-silami-pravoohranitelnymi-organami-i-kazachestvom (23.04.2013)