Алексей Красавин. Два пути: жизненный подвиг пророка Иоанна и преступление злых виноградарей

Алексей Красавин. Два пути: жизненный подвиг пророка Иоанна и преступление злых виноградарей

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, совершая память усекновения главы Иоанна Предтечи, мы слышали Евангельское повествование об этом событии наряду с притчей о злых виноградарях. Господь неоднократно посылал заблудшему Израилю своих слуг – пророков, но постоянно наблюдал их унижение и поношение. «Величайшего из рожденных женами», Иоанна Крестителя также не минула чаша горести и непонимания, заточения и насильственной смерти. И это не удивительно, ведь пророк не только словами, но даже своей жизнью и смертью указывает на Мессию. Он жил в пустыне, скудно питался, носил нищенские одежды, проповедовал покаяние и радость приближающегося Царства Небесного, был убит по приказу человека, который «с удовольствием слушал его» (Мк 6:20). Он был совестью народа, но не многие делали так, как он говорил, он называл себя гласом вопиющего в пустыни, но пустыня сердец израильских так и осталась безводной и сухой, он свидетельствовал о Свете, но люди более возлюбили тьму, нежели свет.

Вспоминая сегодня все это, мы непременно восхищаемся жизнью и подвигами Иоанна Предтечи. Но если при этом мы не пытаемся исправляться, каяться, жить по законам Царства Небесного, то не к нам ли относятся слова Христа: «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши» (Лк 11:47)? Собираясь в этот день в храме для прославления пророка, не умерщвляем ли мы каждый день пророка, данного нам Господом, — свою совесть? Бог, подобно тому господину из притчи, посылает к нам своих слуг, но мы порой убиваем их в себе, не соглашаемся с волей Божией, желаем своего, хотя каждый день устами повторяем: «Да будет воля Твоя».

Господь вверяет каждому из нас виноградник – нашу жизнь, плоды которой мы принесем своему Создателю. Мы же часто присваиваем эти плоды себе, не осознавая, чем мы обязаны Богу, не возносим ему благодарение, но, наоборот, с гордостью заявляем, что мы сами хозяева своей жизни, уподобляясь в этом злым виноградарям.

И не случайно сегодня совпали два Евангельских чтения: об усекновении главы Иоанна Предтечи и о злых виноградарях. Мы видим два пути: один – путь с Богом, путь правды и вечной жизни, второй – путь непризнания Бога своим господином, а значит путь лжи, убийства и смерти. Каждый из нас призван идти путем жизни, путем пророка Иоанна Крестителя, ведь христианин имеет пророческое достоинство, заключающееся в том, чтобы возвещать миру волю Божию, наступление Царства Благодати. Мало того, мы призваны изменить этот мир, преобразить его в Царство Божие, подобно тому как Иоанн Предтеча был не просто свидетелем Этого Царства, а был тем, в ком мир сей побежден и присутствует Царство Благодати.

Но нередко мы сами, говоря людям о Царстве Небесном, не имеем в своем сердце его радости, не испытываем даже нужды в ней. А ведь радость эта – не поверхностный «мирской» оптимизм, но радость о глубине и красоте дара Божия людям, радость о Церкви и ее богочеловеческой жизни, радость о вечной жизни, вкусить которую уже здесь, на земле, дает нам Церковь, радость о благодати, о близости Божией, о данной нам возможности знать Бога и жить в Нем и с Ним. Но наши слова превращаются в формальность, которую мы произносим хоть и с благоговением, но с грустью в глазах. Мы слишком заняты собой, заняты копанием в своих грехах. И это особенно видно во время Евхаристии, когда мы все вместе восходим в Царство Небесное, но не каждый хочет разделить этот пир со Христом, либо находя отговорку в своем недостоинстве (а по сути все недостойны), либо вообще не имея в этом потребности. Но если мы здесь во время Евхаристии не приобщимся Царству Небесному, не воспримем его радость, то как мы сможем поделиться этим благовестием с другими, как мы сможем показать людям, что то, о чем проповедовал Иоанн Креститель две тысячи лет назад, действительно существует и наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее приобщенной к вечности, к Богу? Ведь в этом и наше призвание: быть такими, чтобы вся наша жизнь, всё, что в нас присутствует, возвещало бы о Христе, Который грядет в мир.

Аминь.

// Проповедь студента II курса богословского отделения Санкт-Петербургской духовной академии Алексея Красавина, произнесенная на литургии в академическом храме св. апостола Иоанна Богослова 11 сентября 2011 г.


Опубликовано 11.09.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter