Анастасия Азова. Кадьякская духовная миссия: влияние деятельности валаамских и коневских монахов на утверждение православия на Аляске

Анастасия Азова. Кадьякская духовная миссия: влияние деятельности валаамских и коневских монахов на утверждение православия на Аляске

Исследователи называют датой основания Православной церкви на Североамериканском континенте 24 сентября 1794 года, когда на остров Кадьяк прибыла Первая духовная миссия во главе с архимандритом Иоасафом[1]. Эта экспедиция положила начало распространению православной веры на континенте, а успехи этой миссии закрепили и успешно развили последующие миссионеры. Влияние православия на Американском континенте выразилось как в расширении географических границ – в каждом крупном населённом пункте Русской Америки строились православные храмы, так и после продажи Аляски и её вхождения в состав США деятельность Русской Православной Церкви распространилась на все Соединенные Штаты.

Христианизация народов составляла важнейший элемент политики правительства Российской империи по отношению к инородцам, только вошедшим в состав империи. Такая политика была призвана служить целям более успешной колонизации и являлась средством сближения коренного населения осваиваемых территорий с русским населением.

Настаивать на крещении населения Алеутских островов и полуострова Аляска стали первые же появившиеся там российские промышленники и купцы. О том, что некоторые промышленники преследовали преимущественно личные выгоды, писал Святитель Иннокентий (Вениаминов): «ибо окрещенные Алеуты, уважая восприемников своих, как отцов, служили им исключительно и усердно, и никто другой из Русских не мог приманить к себе чужих крестников»[2]. Таким образом крещенные алеуты делались приверженцами своих крестных и отдавали свою добычу исключительно им как своим наставникам. По мнению этнографа Р.Г. Ляпуновой, «так создавалось промысловое партнерство, которое по алеутским традиционным нормам составляло особый вид родства»[3].

Однако в целом промышленники распространяли христианство не в личных целях, а в связи с интересом к православной вере со стороны алеутов, эскимосов. Этот тезис может подтвердить та любовь к Русской Православной Церкви и России православных алеутов, индейцев и эскимосов Америки, которую они хранят более 200 лет. Такое устойчивое чувство не могло быть порождено искусственно, насаждением, но лишь добрым отношением русских людей к местным жителям.

О необходимости направления в Русскую Америку духовной миссии задумался Григорий Шелихов, один из совладельцев компании Шелихова и Голикова, на основе которой была создана Российско-Американская компания. Вернувшись с острова Кадьяк в Иркутск, Шелихов указывал, что в Русской Америке необходимы «к просвещению пришедших народов в греко-кафолическое исповедание… два священника и диакон»[4]. По прибытии в Петербург, он совместно со своим компаньоном И.И. Голиковым развил кампанию по направлению в Русскую Америку православных миссионеров.

Замысел Шелихова был поддержан митрополитом Гавриилом, Священным Синодом и Екатериной II. При выборе будущих членов миссии выбор не случайно пал на братии Коневской и Валаамской обителей. Выбор был обусловлен схожестью климатических и природных условий Ладоги с аляскинскими: суровая зима, отсутствие связи с внешним миром в холодное время года, голые скалы, тонкий слой плодородной почвы и постоянные заморозки. Однако монахи умело организовывали свою жизнь и хозяйство в таких суровых условиях. Кроме того, Валаамский монастырь, Северный Афон, славился своей высокой духовной внутренней строгостью. Монахи из валаамской и коневской братий, приспособленные к суровым природным условиям и обладавшие высоким духовным развитием, могли стать хорошими миссионерами в Русской Америке.

В Духовно-просветительскую миссию вошли монахи и послушники Спасо-Преображенского Валаамского монастыря: иеромонах Ювеналий, иеромонах Афанасий, монах Герман и послушник Косьма Евсеев; от Коневского монастыря: иеромонах Макарий и послушник Михаил Говорухин; от Александро-Невской лавры в экспедицию направили иеродиакона Нектария; возглавил духовую миссию архимандрит Иоасаф.

По замыслу митрополита, духовной миссии поручалось не только наставлять уже просвещенных русскими промышленниками жителей Алеутских островов, но и проводить активную миссионерскую деятельность на ещё не обжитых русскими островах Алеутской гряды, острове Кадьяк и материковой части Русской Америки. Миссионеры должны были знакомить аборигенов лишь с основными положениями православной веры – чтобы не отягощать их умы; наставлять аборигенов миссионерам следовало, в первую очередь, своим примером[5]. Перед миссионерами ставилась также задача научить аборигенов совершать лишь добрые дела.

24 сентября 1794 года Первая духовная миссия прибыла на остров Кадьяк. Первым делом миссионеров явилось строительство и освящение там в 1796 году первого в Америке православного храма Воскресения Христова. С первых дней прибытия на Американскую землю миссионеры успешно проводили просветительскую деятельность. Успешному обращению в христианство местных жителей способствовал не только живой интерес аборигенов к православной вере, но и доброе отношение монашествующих к туземцам: «они нас любят, – писал архимандрит Иоасаф в 1795 году, – а мы их, и живём хорошо»[6].

За 1795 год, первый год миссии, монахи достигли хороших результатов – 9212 аборигенов – эскимосов и алеутов, и венчали 1573 пар[7]. За первый год Кадьякской миссии иеромонах Макарий крестил всех алеутов Уналашкинского отдела. По замечанию св. Иннокентия (Вениаминова), «после него не осталось ни одного некрещённого алеута»[8].

Монахи проводили активную духовно-просветительскую деятельность и на других близлежащих островах, материковой Америке. Один из членов миссии монах Герман свидетельствовал: «Ныне отправляется для проповеди и крещения отец Макарий по Алеутским, Лисьевским и Андреяновским островам, а после, в скором времени, отправится отец Ювеналий на матерую, начиная с Кенайской губы – в Чугачи, Алегмют, дальше Колоши … даже до Чилхата»[9].

Монахи не только проповедовали Закон Божий, обучали аборигенов православной морали, крестили и венчали, но и строили церкви на крупных островах, привлекая к строительству коренное население, – так, иеромонах Макарий основал церковь на Уналашке. Кроме того, миссионеры защищали аборигенов от российских промышленников.

В середине 1790-х годов на Уналашке столкнулись интересы компании Шелихова и Голикова и компании братьев Киселевых – руководитель артели компании Шелихова и Голиковых открыто притеснял рабочих компании Киселевых, в том числе занятых на промысловых работах у компании алеутов. Макарий заступился за притесняемых алеутов, чем заслужил уважение и доверие у туземцев.

Тем временем, иеромонах Ювеналий, продвигаясь по континентальной Аляске, крестил 700 чугач в районе Нучека, а затем отправился к северо-западным народам полуострова – к эскимосам и индейцам-атапаскам[10].

В целом, первые годы деятельности Духовной миссии на Аляске были ознаменованы успехом – монахи обратили в православную веру несколько тысяч туземцев, совместными усилиями монахов, послушников и коренных жителей были построены церкви и часовни.

Успех миссии был известен в столице Российской империи. Для осуществления духовного попечения над новокрещенными алеутами, эскимосами и атапасками Русской Америки в Синоде в 1796 году был поднят вопрос об учреждении викариатства на Аляске и избрании епископа Кадьякского[11]. Ответом на доклад Синода явился указ Екатерины II от 19 июля 1796 года об учреждении кафедры епископа Кадьякского и хиротонии во епископа архимандрита Иоасафа.

В апреле 1799 года Иоасаф был хиротонисан во епископа Кадьякского. Однако первому епископу Аляски не суждено было встретиться со своей паствой – летом 1799 года фрегат разбился на подступах к острову Кадьяк.

В новых условиях, когда Духовная миссия лишилась новоизбанного епископа и главы миссии, миссионерская работа в Русской Америке была приостановлена. Причинами застоя миссионерской деятельности на Аляске явились сокращение численности миссии до четырёх человек (иеромонах Афанасий, иеродиакон Нектарий, монах Герман и монах Иоасаф), обострение взаимоотношений членов миссии и компании (Российско-Американская компания (далее – РАК) препятствовала попыткам миссионеров развивать школьное дело в Русской Америке) и длительное невмешательство Синода в положение дел в Русской Америке в связи с отсутствием известий о гибели Кадьякского епископа Иоасафа (вплоть до 1802 года). К причинам застоя миссии также относится тот факт, что вопрос о назначении на Аляску нового епископа встречал резкое сопротивление правления РАК – компания не только не желала содержать кафедру, но и активно дискредитировала деятельность присутствующих в Русской Америке монахов.

Продолжая заступаться за угнетаемых и эксплуатируемых РАК туземцев, миссионеры сами претерпевали лишения от компании. Баранов и другие работники РАК запрещали участникам Духовной миссии выходить из келий, совершать богослужения в церкви, общаться с туземцами и подготавливать к крещению желающих принять православную веру туземцев[12]. В эти годы совершение православных богослужений, проповедей и крещения алеутов, эскимосов и индейцев было практически прекращено.

Синод, получавший свидетельства о притеснении как аборигенов, так и миссионеров администрацией РАК, направил на Аляску в 1804 году иеромонаха Александро-Невской лавры Гедеона с двумя задачами: изучить положение местного населения и миссионеров и возобновить миссионерскую работу. Прибыв на Кадьяк, иеромонах Гедеон стал свидетелем безнравственного поведения русских промышленников, холодного отношения к православной вере и притеснения миссионеров.

Гедеон возобновил приостановленную миссионерскую работу в Русской Америке: на острове Кадьяк и близлежащих островах он «крестил 503 души от 1 до 10 лет; в том же числе 22 души сорокалетних; 38 пар обвенчал»[13]. Большая часть населения Кадьяка и близлежащих островов ко времени прибытия иеромонаха Гедеона уже приняла крещение, поэтому Гедеон прежде всего уделял внимание просвещению туземцев, обучению христианской морали.

Иеромонах Гедеон начал составлять словарь и грамматику кадькского языка, переводил молитвы с церковнославянского языка на кадьякский.

Благодаря деятельности Гедеона на острове Кадьяк в 1805 году вновь открылась школа, закрытая в 1799 году. Миссионеры обучали туземцев письму, чтению, техническим наукам и знакомили с Катехизисом. Ареал получавших школьное образование аборигенов расширялся – так, с 1806 года в школе обучались не только алеуты, но и тлинкиты, которых направляла компания с юго-восточной части Аляски[14].

В 1806 году трудами миссионеров, в том числе Гедеона, в православную веру было обращено 5 индейцев-тлинкитов. Однако организованной миссионерской работы среди тлинкитов не было проведено. Прибывший в Новоархангельск в 1816 году священник Алексий Соколов не занимался миссионерской работой среди индейцев и исполнял свой пастырский долг только для православных русских, креолов и кадьякцев. О. Алексий Соколов не проповедовал основы православной веры среди тлинкитов потому, что «быт их, обычаи, нравы, недоверие к русским и, наконец, вероломство, обнаруживавшееся во многих случаях, заставляли принимать всевозможныя предосторожности в деле их обращения»[15]. Однако известны случаи крещения отдельных представителей племен тлинкитов – преимущественно, это были тлинкитские тойоны. Святитель Иннокентий Вениаминов указывал имя тойона Ионки, «который крещен был в давние времена»[16], а в 1826 году православную веру принял тойон Наушкет[17].

Однако Гедеону обрести поддержку РАК в отношении дел миссии не удалось. РАК продолжала притеснять миссионеров. С 1818 года, когда Баранов был освобождён от должности правителя РАК, положение дел в Русской Америке кардинально изменилось – с 1818 по 1867 гг. российской колонией управляли морские офицеры с отличным образованием и твёрдой верой, которых лично утверждал российский император.

«До конца правления Баранова христианство распространялось уже не только по Алеутским островам, Кадьяку, но перешло на материк, дошло до Ситки и двинулось на юг до Калифорнии»[18]. Таким образом, несмотря на возникавшие в течение 17 лет трудности Духовной миссии, позиции Православной веры постепенно укреплялись на Американском континенте.

Постепенно состав Духовной миссии уменьшался, и с 1825 года на Аляске остался лишь один участник Первой Духовной миссии – монах Герман, руководитель Духовной миссии с 1807 года. Особенность миссионерского подвига монаха Германа заключается в том, что он не совершал проповеднических поездок по островам и материковой Аляске, он примером свой благочестивой жизни оказывал глубокое влияние на окружающих. Туземцы, видя бескорыстие инока, его высоконравственное поведение, самоотверженное служение старца ближнему – каждому человеку, первыми проявляли интерес к православной вере и принимали крещение.

В 1820-х годах года началось возрождение миссионерской работы Русской Православной Церкви в Русской Америке. В 1822 году РАК обратилась к Святейшему Синоду с ходатайством о назначении священнослужителя на острова Уналашка, Кадьяк и Атка. По указу Синода Иннокентий Вениаминов был назначен священнослужителем на Уналашку, Фрументий Мордовский – на Кадьяк, креол Иаков Нецветов – на Атку.

С назначением этих трёх священников на пастырские посты в Русскую Америку завершился первый этап христианизации Русской Америки. Кадьякская духовная миссия, проводившая духовно-просветительскую работу среди коренного населения Алеутских островов и Аляски, преодолевая препятствия, чинившиеся компанией, и встречая враждебные настроения со стороны аборигенов, завершилась.

Таким образом, к основным итогам Первой Духовной миссии относятся:

Православная Церковь достигла Аляски и утвердилась в среде основных народностей региона – алеутов, эскимосов и индейцев. Благодаря самоотверженной работе миссионеров православие приняли алеуты и эскимосы-кониаги, эскимосы-чугачи полуострова Аляска, Алеутских островов и Кадьяка. Трудами членов Духовной миссии также были крещены первые индейцы-тлинкиты.

Добродетель и твёрдая вера, нравственное поведение миссионеров, просвещение лишь словом, наставление лишь добрыми делами, защита местных жителей как от русских промышленников в целом, так и от борьбы между русскими промышленниками способствовали появлению ещё большего, глубинного интереса коренного населения Русской Америки к православной вере. На протяжении столетий местные жители сохраняли Православную веру. Сегодня жители Алеутских островов называют православную церковь «Алеутской», а православие – исконной религией алеутов[19].

Наконец, миссионеры добились внесения важных для Православной церкви и православной паствы поправок в правила РАК. В основу новой редакции привилегий РАК 1821 года легли пожелания миссионеров, которые они высказывали в адрес компании на протяжении 26 лет. Правила РАК включали положение, согласно которому положение Русской Православной Церкви в Русской Америке было окончательно узаконено. Кроме того, в Правилах компании прописывалось, что компания обязана следить за нахождением в российских поселениях в Америке достаточное количество священников, за возведением церквей в каждом крупном поселении, на компанию также возлагалось содержание священнослужителей и обеспечение храмов всем необходимым[20].

За 30 лет истории Кадьякской миссии миссионеры основали первую православную церковь на Американском континенте – церковь Воскресения Христова, совместными усилиями с аборигенами построили православные храмы и часовни в Русской Америке, провели активную миссионерскую и просветительскую деятельность среди алеутов, эскимосов, индейцев, обращая в православную веру всё большее количество аборигенов, расширяя тем самым ареал распространения православия на Аляске.


Примечание:

[1] Львов А. Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров: (К столетнему юбилею православия в Америке) // Прибавления к Церковным ведомостям. – 1894. – № 38. – С. 1317.

[2] Творения Иннокентия, митрополита Московского. / Собр. Иваном Барсуковым. Кн. 2. – Москва: Синод. тип., 1887. – С. 3.

[3] Ляпунова Р.Г. Алеуты: Очерки этнической истории. – Л.: Наука, 1987. – С. 129.

[4] Андреев А.И. Русские открытия в Тихом океане и в Северной Америке в XVIII веке. – Москва: ОГИЗ, Государственное издательство географической литературы, 1948. – С. 224.

[5] РГИА Ф. 796. Оп. 74. Д. 210. Л. 41-46

[6] Иоасаф (Болотов), архимандрит. Письмо ректору Ярославской духовной семинарии. // Ярославские епархиальные ведомости. – 1894, № 28. – С. 446.

[7] РГИА Ф. 796. Оп. 74. Д. 210. Л. 51.; Л. 212-212об

[8] Творения Иннокентия, митрополита Московского. / Собр. Иваном Барсуковым. Кн. 2. – Москва: Синод. тип., 1887. – С. 25.

[9] Очерк из истории Американской православной духовной миссии (Кадьякской миссии 1794-1837 гг.). – Санкт-Петербург: Валаам. монастырь, 1894. – С. 70.

[10] Творения Иннокентия, митрополита Московского. / Собр. Иваном Барсуковым. Кн. 2. – Москва: Синод. тип., 1887. – С. 5.

[11] РГИА Ф. 796. Оп. 74. Д. 210. Л. 67-71.

[12] Львов А.Н. Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров. // Церковные ведомости. – 1894. – №39. – С. 1367.

[13] Из рукописи соборного иеромонаха Александро-Невской лавы о. Гедеона // Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия). – СПб.: Изд. Валаамского монастыря, 1900. – С. 240-241.

[14] Из рукописи соборного иеромонаха Александро-Невской лавы о. Гедеона // Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия). – СПб.: Изд. Валаамского монастыря, 1900. – С. 279.

[15] Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени: В 2-х ч. – Ч. 2. – СПб.: Тип. Э. Веймара, 1863. – С. 253.

[16] Творения Иннокентия, митрополита Московского. / Собр. Иваном Барсуковым. Кн. 2. – Москва: Синод. тип., 1887. – С. 14.

[17] Гринёв А. В. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (1741-1867). – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1991. – С. 228.

[18] Климент (Капалин) митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – С. 87

[19] Петров А.Ю., Комаров С.Г. Исторические традиции развития Русской Православной Церкви на Аляске и Алеутских островах. // Вестник МГЛУ. Выпуск 23 (709). – 2014. – С 140.

[20] Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени: В 2-х ч. – Ч .1. – СПб.: Тип. Э. Веймара, 1861. – С.53.

Список источников:

1. РГИА Ф. 796. Оп. 74. Д. 210. Л. 41-46.

2. РГИА Ф. 796. Оп. 74. Д. 210. Л. 51.

3. РГИА Ф. 796. Оп. 74. Д. 210. Л. 212-212об.

4. РГИА Ф. 796. Оп. 74. Д. 210. Л. 67-71.

Список литературы:

1. Андреев А.И. Русские открытия в Тихом океане и в Северной Америке в XVIII веке. – Москва: ОГИЗ, Государственное издательство географической литературы, 1948. – 381 с.

2. Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия). – СПб.: Изд. Валаамского монастыря, 1900. – 292 с.

3. Гринёв А. В. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (1741-1867). – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1991. – 320 с.

4. Климент (Капалин) митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 605 с.

5. Львов А. Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров: (К столетнему юбилею православия в Америке). // Прибавления к Церковным ведомостям. – 1894. – № 38. – С. 1317-1326.

6. Львов А.Н. Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров. // Церковные ведомости. – 1894. – №39. – С. 1361-1370.

7. Ляпунова Р.Г. Алеуты: Очерки этнической истории. – Л.: Наука, 1987. – 228 с.

8. Очерк из истории Американской православной духовной миссии (Кадьякской миссии 1794-1837 гг.). – Санкт-Петербург: Валаам. монастырь, 1894. – 292 с.

9. Петров А.Ю., Комаров С.Г. Исторические традиции развития Русской Православной Церкви на Аляске и Алеутских островах. // Вестник МГЛУ. Выпуск 23 (709). – 2014. – C. 129-145.

10. Творения Иннокентия, митрополита Московского. / Собр. Иваном Барсуковым. Кн. 2. – Москва: Синод. тип., 1887. – 494 с.

11. Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени: В 2-х ч. – Ч .1. – СПб.: Тип. Э. Веймара, 1861. – 464 с.

12. Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени: В 2-х ч. – Ч. 2. – СПб.: Тип. Э. Веймара, 1863. – 780 с.

Азова Анастасия Михайловна – СПБГУ, институт истории, кафедра истории России с древнейших времен до начала XX века, III курс, бакалавриат


Опубликовано 30.04.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter