На окраине баварской деревни Грeфелфинг, ставшей сегодня частью Мюнхена, можно видеть перед лесом неглубокий и заросший травой песчаный ров. Это место расстрела русских солдат. Здесь под чужим небом и вдали от отечества в ночь на 2 мая 1919 года были расстреляны более 50-ти неизвестных русских. Все они были солдатами и бывшими военнопленными из российской царской армии, а также сторонниками и защитниками недолговечной «Баварской Советской республики». Ее вожди, некоторые из которых хорошо говорили по-русски, обещая долгожданную свободу, смогли на этой почве завербовать опытных солдат в отряды «Баварской красной гвардии» для поддержания порядка и в «Баварскую красную армии» для участия в боях. Огромное влияние на умы и мотивацию русских военнопленных, а также на тактику баварских вождей оказали события 1917 года в России. Те и другие поверили одному из тезисов русских революционеров, что «революция, начавшаяся в отдельно взятой стране, непременно распространится и на другие страны». Однако русские военнопленные, не знавшие немецкого языка и истории Баварии, никак не подозревали, что в Мюнхене члены «советского правительства» скоро перегрызутся между собой, а один из вождей подаст в отставку. Советская республика продержится чуть более двух недель. …Российских поданных (всего их было 53 человека), представлявших разные национальности, арестовали поздним вечером 30 апреля 1919 года на пригородном вокзале Пазинг (Passing) под Мюнхеном. Так солдаты вторично оказались в плену. Одного из 53-х русских солдат расстреляли в ночь на 1 мая в Пазинге. Накануне этих событий 27–28 апреля германские правительственные войска при участии добровольческого корпуса «Фрайкор», называвшего себя «полувоенным патриотическим формированием», окружили плотным кольцом Мюнхен. Тем временем в России 27 апреля 1919 года бывшим мюнхенским политэмигрантом Владимиром Лениным — Ульяновым ( мюнхенский псевдоним — «Старик») составлен текст «приветственной» телеграммы, где обозначена «программа действий» для руководителей «Баварской Советской республики»…[1]. В Москве не знали, что в тот же день, 27 апреля, в Мюнхене немецкие коммунисты, во главе которых были и иммигрировавшие из России евреи — Евгений Левине (1883 —1919) и Макс Левин (1885 — 1937), вышли из состава правительства «Баварской Советской республики». Левине и Левин считались вождями этого временного государственного образования. Третьим членом правительства был Товий Аксельрод (он же —»дипломат»), родившийся в еврейской семье и имевший в паспорте российское гражданство. …Тремя месяцами ранее, 25 февраля 1919 года в Мюнхене заседал Конгресс Советов, проходивший спустя четыре дня после убийства премьер-министра Баварии Курта Эйснера. На конгрессе присутствовало около ста делегатов и около трехсот приглашенных, симпатизировавших революционным событиям в России. Советы были временным органом власти для провозглашения Баварской Советской республики. На мюнхенском Лугу Терезы (иначе—Терезиенвизе), где осенью по традиции баварцы отмечали пивные праздники, проходили стихийные митинги и массовые демонстрации. В Мюнхене появились баррикады, пулеметы и пушки, а рядом с ними в числе немецких солдат стоял и «русский человек с ружьем». В городе начала выходить газета «Красное знамя». В начале апреля 25-летний мюнхенский литератор и революционер Эрнст Толлер (1893— 1939), выходец из еврейской семьи, возглавил советское правительство и объявил Баварию «советской республикой». Оппозиционное правительство и контрреволюционеры срочно эвакуировались в Бамберг, где стали готовить свои войска для борьбы с «советами». 7 апреля того же года из Мюнхена поспешили отправить телеграмму советскому правительству России. Приводим ее текст: «Российской Советской Республике. Тов. Ленину, в Москву. Бавария объявлена Советской Республикой. Революционные рабочие, крестьяне и солдаты объединились и осуществили диктатуру пролетариата для того, чтобы образовать социалистическо-коммунистическое общество. Создается Красная Армия. Устанавливаются сношения с Российской и Венгерской Советскими Республиками. К вам, нашим естественным союзникам, направляется наш первый привет. Баварская Советская Республика отказывается от всякой общности с правительством Потсдама и Веймара, служащими капитализму, и призывает народы Германии, Европы и всего мира последовать ее примеру. Бавария последовала за Россией и Венгрией. Мы верим в пришествие дня всемирного освобождения. Да здравствует Интернационал! Да здравствует всемирная революция!» Через неделю, 13 апреля во всемирно известном пивном заведении Мюнхена «Хофбройхауз» состоялось новое заседание советов,провозгласившее «переход от мнимой советской республики к коммунистической советской республике с диктатурой пролетариата». А уже в последний день апреля в Баварии началась военная операция по освобождению Мюнхена и Розенхайма от «красных революционеров». Их противники из числа коренных жителей города, преданных королю баварского народа и возненавидевших «марксистов», возмущались тем , что «красные чужаки-главари», а также бывший первый министр-президент постмонархической республики Бавария Курт Эйснер (1867—1919), он же — выходец из «пруссаков» и «социалистов», имели в роду еврейское происхождение и вместе с другими немцами-марксистами провозгласили в Мюнхене «Баварскую Советскую республику». Русские солдаты, вероятно, не знали расклад политических событий в Баварии и то, что публицист и политик Курт Эйснер был уроженцем Берлина и появился он в Мюнхене за 9 лет до событий 1919 года. Далеко не всем в большом городе нравились его родословная и моральный облик как главы баварского правительства. Об Эйснере говорили, как о «еврее, не разделявшим веры своего народа», как о неверном муже, оставившем в Берлине пятеро своих детей и жену и жившем до 1918 года в Мюнхене в гражданском браке с Эльзой Белли[2]. В начале ноября 1918 года в результате антиправительственного восстания Курт Эйснер стал социалистическим министром-президентом и объявил Баварию «свободной республикой». 21 февраля 1919 года Курта Эйснера застрелил немецкий монархист Антон фон Арко ауф Валлей (1897—1945) — еврей по материнской линии [Там же ]. Убийца, в прошлом участник Первой мировой войны в чине лейтенанта, принадлежал к группе баварских националистов, которые не могли простить Курту Эйснеру социал-демократического мировоззрения, еврейского происхождения и, главное, того, что он, пруссак, объявил Баварию «свободной республикой» [Там же ]. Убийство Курта Эйснера привело к массовым беспорядкам в Мюнхене и имело значительные политические последствия для Баварии. Среди последних — и образование недолговечной Баварской Советской республики. Забегая вперед, отметим в 1919—1922 годах в Баварии и особенно в Мюнхене выросла волна «традиционного антисемитизма». Евреев обвиняли «в свержении короля Людвига III и в революции». Позже некоторые историки усмотрели в этих событиях «почву» для распространения Гитлером своих «ультраправых идей». В середине 30-х годов памятник погибшим весной 1919 года на братской могиле, что на Восточном кладбища Мюнхена, был по приказу Гитлера разрушен. Останки Курта Эйснера и Евгения Левине перезахоронили на старом еврейском кладбище. …Однако возвратимся из баварской столицы в Пазинг, где 30 апреля 1919 года пленили русских солдат. Отсюда их перебросили в Грефелфинг. Здесь представителям правительственных войск и добровольческого корпуса «Фрайкор стали известны все подробности о русских солдатах, защищавших «Баварскую Советскую республику». Большинство из них еще с октября 1914 года находились в лагере для военнопленных, расположенном на территории бывшего летного поля («Flugfeld Puchheim») в баварском городке Пухгайме (Puchheim). Здесь был второй по величине лагерь военнопленных — после лагеря в баварской деревни Графенвёр (Grafenw;hr). Всего в пухгаймском лагере в 1918 году насчитывалось 24.764 военнопленных, из них — 14.072 русских и 10.692 французов. Лагерь охраняли 3.800 человек. Военнопленные жили в ангарах и специально построенных сорока бараках. В разные годы в лагере, просуществовавшем до 1920 года, пребывали также и военнопленные из Англии и Италии. В окрестностях Пухгайма военнопленные обезвоживали болотистые места, работали в качестве горнорабочих в южнобаварском городке Пенцберг и строителей «ацетоновой» фабрики. Кроме того, многих военнопленных привлекали к сельскохозяйственным работам. В 1918 году русские военнопленные были задействованы в уборке мусора в Мюнхене. В окрестностях Пухгайма до наших дней сохранился так называемый «Русский мостик», построенный из камня и бетонна русскими военнопленными. …За четыре года, начиная с 1915 и по 1919 год в лагере скончались 585 военнопленных. Около 350 из них умерли между ноябрем 1918 и февралем 1919 года от эпидемии гриппа («испанка»). Тела и останки 321 военнопленного из России захоронили на так называемом «Русском кладбище» («Russenfriedhof»), расположенном на Лагерной улице (Lagerstra;e) в Пухгайме. …2 мая 1919 года в здании «народной школы» Грефелфинг заседал наскоро созданный военно-полевой суд, приговоривший русских людей к расстрелу. Приговор приведен к исполнению в тот же день на территории песчаного карьера. Это варварское убийство было одним из нескольких в череде оргии убийств, что были совершены весной того же года в Баварии, особенно в Мюнхене. С 1 по 5 мая в городе стихийно возникали отдельные стычки и проходили настоящие уличные бои, в ходе которых по неполным данным погибли свыше 550 человек. 4 мая был взят правительственными войсками Главный железнодорожный вокзал Мюнхена, а на следующий день «Баварская Советская республика» и вовсе перестала существовать. Правительственные войска без суда и следствия жестоко расправились над теми, кто провозгласил и пытался защитить «Баварскую Советскую республику». Всего погибло, по неофициальным данным, более тысячи человек. Истории доподлинно неизвестно, перенесли ли в Грефелфинге тела расстрелянных русских солдат на расположенное недалеко от рва «Лесное кладбище» ( нынешний его адрес — Grosshadener Strasse 1 ) или оттащили их через дорогу от места расстрела и потом перебросили их через невысокий кладбищенский забор, где находилось старое здание похоронного бюро. Его работники первыми и обнаружили на земле валявшиеся и неопознанные трупы. Из-за опасности эпидемии решили спешно захоронить русских в общей могиле. Рядом с похоронным бюро в форме колодца была с вырыта глубокая яма, куда и сбросили 53 тела. «Русская могила» примыкает к каменной стене, где в 1946 году, вероятно, не без участия представителей РПЦЗ, был прибит деревянный православный крест, а до этого в 1920 году по инициативе и на средства «Союза булочников Баварии» на могиле расстрелянных была установлена обыкновенная каменная плита со скорбной эпитафией на немецком языке. Фрагмент ее текста был переведен на русский язык и вырезан на кресте. Эпитафия гласит, что вдали от родины, в чужой стране, русские солдаты были дважды взяты в плен и расстреляны правительственными войсками. И далее следует обращение к каждому «путнику», кто остановился на кладбище у братской могилы — помянуть всех упокоившихся в земле. «Каждый из них тоже имел мать, которая его оплакивала…» В мае 2014 года, когда в Европе отмечали 100-летие начала Первой мировой войны, у «Русской могилы» стояли в молчании православный священник, дипломаты Генконсульства Российской Федерации в Мюнхене, руководство общины и жители Грефелфинга. После кратких поминальных речей на братскую могилу возложили небольшие венки с цветами государственных флагов России и Баварии. Осенью того же года по решению местных властей Грефелфинга слева перед входом на кладбище установили невысокую стеллу треугольной формы[3].На каждой ее стороне с помощью документов и фотографий рассказывается о всех тех русских военнопленных, чьи останки находятся на кладбище. В увековечивании памяти 53-х солдат участвовали и учащиеся местной гимназии имени Курта Хубера (Kurt-Huber-Gymnasium). В заключении приведем имена и фамилии всех 53-х дважды плененных и расстрелянных солдат, чей прах покоится в братской «Русской могиле» на кладбище в баварском Грефелфинге под Мюнхеном: 1.Ахматов Вали 2.Ахуссаров Мусса 3.Афонов Сергей 4.Алешко Аlександр 5.Андронов Иван 6.Анискевич Иван 7.Балабашин Василий 8.Беляев Семен 9. Бобрович Осип 10.Болдырев Иван 11.Брылевский Осип 12.Васильев Иван 13.Воронов Григорий 14.Вьюссен Николай 15.Герасимов Павел 16.Гордиевский Абрам 17.Гоцимов Григорий 18.Журавлев Александр 19.Забалуев Алeксандр 20.Ильин Иван 21.Имадиев Шехислам 22.Ивушкин Николай 23.Калышков Николай 24.Кашков Герасим 25.Кривоносов Василий 26.Кулиш Иван 27.Кузнецов Павел 28.Куцорак Савва 29.Лакута Кирилл 30.Леник Тихон 31.Литвинов Никита 32.Махлеев Степан 33.Мансуров Арифул 34.Малюдзе Яссам 35.Насиров Харун 36.Наумович Константин 37.Никеров Никанор 38.Осипов Иван 39.Погуляев Осип 40.Райбушкин Кузьма 41.Свичев Николай 42.Себидьев Алексей 43.Сериков Степан 44.Стариченко Арсентий 45.Татищев Николай 46.Тетрато Леонтий 47.Хасанов Харис 48.Чехлов Павел 49.Шалин Яков 50.Шароваров Василий 51.Шехисламов Хруналула 52.Шесуль Ян 53.Шетовский Егор
Литература:
[1]. См.: Застенкер Н. Баварская советская республика.–М.: Партийное издательство, 1934. – 160 с. и Ватлин А.Ю. Советская республика в Баварии: история политических мифов //Новая и новейшая история. – 2013, № 4, с. 32– 49. [2]. Мининберг Л. Биографии известных евреев, именами которых названы улицы города.–[Электронный ресурс] URL: [3]. Gedenken an 53 hingerichtete Russen.–[Электронный ресурс]