Андрей Курлыкин. Смирение как великое благо (на примере жизни святителя Николая Чудотворца)

Андрей Курлыкин. Смирение как великое благо (на примере жизни святителя Николая Чудотворца)

Во имя Отца и Сына и Св. Духа!

Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым (Тропарь свт. Николаю гл.4).

Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Православная Церковь совершает память великого подвижника и молитвенника Земли Русской святителя Николая Мир Ликийских, чудотворца.

Но чем же прославился этот святой, что Господь сподобил его столь великой святости?

Святитель Николай родился в благочестивой семье во второй половине III веке. Начиная с самого рождения, вся его жизнь и проповедь была направлена на служение Христу и помощь людям.

Будучи в священном сане, святитель оказывал удивительное милосердие к своей пастве. Он неоднократно приходил на помощь тем, кто попадал в беду, раздавал все свои средства больным и немощным.

В подтверждение его бескорыстной помощи можно привести пример из жизни великого Святителя: семья одного человека осталась без средств к существованию, и глава семьи решил отдать своих дочерей на блудодеяние, для того чтобы семья не умерла от голода. Свт. Николай под покровом ночи, тайно бросил ему в окно несколько мешочков с золотом, тем самым обеспечив им безбедное существование.

Из этого примера мы видим, что святитель Николай Чудотворец не делал дела милосердия явно, а старался скрыть их, следуя завету Христа, который говорил: «милостыня твоя должна быть в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мтф 6:4).

Стяжав горячую любовь и огромную твердость духа, святитель приблизился к Богу настолько, что Господь наградил его особым даром – даром творить чудеса.

Будучи епископом, свт. Николай еще более ревностно заботился о своей пастве, был примером кротости и смирения.

Он был поистине ревностным и смелым воином Христовой Церкви, сокрушал статуи идолов, превращал в пыль языческие капища и противостоял ереси арианства.

Именно на его примере мы видим, что смирение, о даровании которого мы так часто молимся, это не есть некая пассивность и бездействие, а это живая и активная жизненная позиция.

И в сегодняшнем Евангелии мы слышали обращение Христа к каждому из нас: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» (Лк 6:22-23).

В наше время современное общество бросает нам некий вызов, вызов, которому каждый из нас должен противостоять ежедневно и ежечасно. И вызов этот заключается в том, что христианские добродетели, которым учат нас Священное Писание и Святые Отцы, в современном обществе потеряли всякий смысл и сделались непонятными, старомодными и иногда даже смешными. Для современного поколения, для которого гордость и самоуверенность почитаются за добродетели, нет места для смирения и милосердия.

Но Господь, Который только «смиренным дает благодать» (Иак 4, 6), призывает современное поколение к покаянию не огнем, которым Он истребил Содом и Гоморру, не карами, какие мы видим в Ветхом Завете, а смирением, смирением, которое явил всем нам Христос, и тем смирением, которое мы видим в жизни святителя Николая.

И сегодня, хотя «мир во зле лежит», некоторые начали задумываться о смысле жизни и искание благ духовных, и добродетель смирения, без которой, как говорил преподобный Макарий Оптинский, “все богатство наших добродетелей ничтожно”[1], указывает нам истинный путь, который прямо ведет нас ко Христу.

Несмотря на то что в наше время грех неотъемлемо существует в нашей жизни, благодать Божия, по слову апостола Павла, “стала преизобиловать” (Рим 5, 20). И одним из выражений этой благодати Божией является любовь святителя, которая обильнее изливается на нас, тех, которые непрестанно прибегают к его помощи и поддержке.

И сегодня, дорогие братия и сестры, постараемся и мы подражать святой жизни святителя Николая, чтобы и наша жизнь, как и его, являлась свидетельством перед миром об истинности нашей веры. И постараемся стяжать ту любовь, которую стяжал в своей жизни великий святой, чтобы и нам был открыт путь в Царство Небесное. Аминь.

Проповедь магистранта II курса церковно-практического отделения академии чтеца Андрея Курлыкина, произнесенная в академическом храме апостола Иоанна Богослова на Божественной литургии 19 декабря 2011 года.


 Библиография

Алексеев А. А., Захарова Д. И. Новый Завет на греческом и русском языках. — М.: Российское библейское общество, 2002. — 799 с.

Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского. Введенская Оптина пустынь. 1997. С. 689.

Архим. Кирил (Павлов). Время покаяния. http://www.savva.org.ua/Pravoslavie/knigi/pavlov1/Main.htm

Прот. Родион Путятин. Проповеди. http://www.wco.ru/biblio/books/putiatin1/Main.htm


[1] Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского. Введенская Оптина пустынь. 1997. С. 689.


Опубликовано 19.12.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter