Маленькая христианская община в Колоссах была основана учеником апостола Павла Епафрастом. И вот в её жизни возникли некоторые искушения: появились лжепророки, увещающие колоссян соблюдать ветхозаветные и языческие обычаи. Появилась опасность нравственного падения и ереси. Чтобы защитить паству от этой опасности, апостол Павел пишет послание, отрывок из которого мы с Вами, дорогие братья и сестры, только что услышали.
Этот отрывок в лекционарной системе церкви установлен на 29-ю неделю по Пятидесятнице, но богослужебный устав всегда его перемещает на это воскресенье, т. н. Неделю праотцев, в которое мы начинаем период усиленной подготовки к Рождеству Христову воспоминанием тех ветхозаветных праведников, которые получили название «Праотцев по плоти» Спасителя. Связь с Рождеством Христовым здесь очевидна: рождается обещанный Мессия, Бог является во плоти на земли, упраздняется Закон, сбываются пророчества, язычники, ранее ходившие «в стране и тени смерти» (Мф. 4:16) теперь приходят к истине. И поэтому слова, адресованные апостолом Павлом к колоссянам, «когда будет явлен Христос, жизнь ваша, тогда будете явлены и вы с Ним во славе» (Кол. 3:4), адресованы и к нам, ожидающим праздник Рождества Христова.
Богословие апостола Павла здесь – богословие «двух путей», древний крещальный катехизис церкви. В крещении мы умерли со Христом для старой жизни и воскресли с Ним в жизнь новою, и поэтому мы должны оставить дела старой жизни, «умертвить земные члены», оставить «блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание» (Кол. 3:5). Все это – дела тьмы, закон падшего века. Это тот образ жизни, которым жил падший человек до пришествия Спасителя, и в котором до сих пор живёт падший мир, не познавший Христа. В прочем, не весь дохристианский мир жил в угождении земных страстей. Бог не оставил падшего человека окончательно, но увещевал его через пророков, заключил с ним завет, подал ему закон. И мы имеем примеры людей, которые отличились добродетелями в эпоху Закона, и даже, людей, живших праведно до Закона, как Авраам, ставший «отцом всех верующих». Именно их память мы сегодня отмечаем. Но тем не менее Закон не мог сделать человека праведным. Он был всего лишь договором между Богом и людьми. Человек обещал соблюдать заповеди, а Господь обещал защиту, покровительство, и, самое главное, приход обетованного Спасителя. Но если в эпоху закона уже существовали заповеди «не убей», «не прелюбодействуй» и «не укради», то сейчас, в эпоху благодати, даже и не может быть упоминания о таких вещах, как «блуд, нечистота и похоть», среди христиан, называющих себя «святыми» (ср. Еф. 5:3).
Нам, христианам, получившим благодать Крещения, следует восходить к более высоким добродетелям. Нам следует полностью отбросить ветхого человека и все его страсти: «гнев, ярость, злобу, хулу, сквернословие и ложь» (Кол. 3:8). Ибо какова наша награда, если мы соблюдаем заповеди ветхозаветного закона? И древние ветхозаветные праведники жили по этим заповедям. Но другое – жить по закону Христа. Кто, например, будучи обижаем, и имея при этом, согласно человеческому образу мышления, справедливый повод гневаться, может сдержать свой гнев? А ведь страсть гнева такова, что мало кто может сдержать гнев даже и на самых близких к себе людей, на членов своей семьи.
В аскетической литературе, Евагрию Понтийскому принадлежит разделение страстей на страсти телесные и страсти душевные. Телесные страсти, «блуд, нечистота, страсть, злая похоть», о которых пишет апостол Павел, согласно Евагрию, отходят скорее и пресекаются воздержанием. Но душевные страсти – «гнев, ярость, злоба, ложь, празднословие и сквернословие» – гораздо тяжелее искоренить из души. Их может искоренить только духовная любовь, которая, по Евагрию, называется великой добродетелью именно потому, что является уздой гнева.
Сейчас, когда подходит к концу поприще «малой Четыредесятицы» и мы телесным воздержанием уже смогли, хотя бы немного, обуздать страсти телесные, обстоятельства призывают нас взяться за обуздание и душевных страстей. Повод для этого – грядущие предпразднственные и праздничные дни. Кончается учебное полугодие и многие из нас поедут по домам навестить родных и близких чтобы вместе за столом встретить праздники, и гражданские и церковные. В этой обстановке, у кого-то может глубоко церковной, у кого-то – глубоко светской, мы будем делиться нашими впечатлениями и нашими новыми знаниями, приобретёнными за это полугодие. Вряд ли в этой обстановке возможно то строгое воздержание от пищи, приписываемое для монастырей нашим уставом в эти последние дни Рождественского поста. Но исполнение заповеди любви возможно и необходимо для каждого из нас. Возвращаясь к нашим родным и близким, к друзьям, или куда бы мы ни поехали на каникулы, постараемся простить обиду, обуздать гнев, воздержаться от сплетен и празднословия. Постараемся встреть праздники не в пьянстве и объедении, а с благочестивой беседой и духовными песнопениями. Показать пример того, чему мы действительно обучаемся здесь – не гордости и превозношения, а кротости, смирения, истинного благочестия, любви к благолепной службе и душеспасительной беседе. А если кто уже достиг этих добродетелей и ищет вящего подвига любви, то ему открыта дорога христианского милосердия, предоставляющая возможность поделиться с другими своей праздничной радостью – навестить больных и одиноких, разделить трапезу с странником или нищим, помочь кому-то, кто реально нуждается в нашей помощи. Тем самым мы соберём себе сокровище не только не небесах, но уже здесь, в этой жизни, ибо мы обуздаем гнев, смирим гордость, укротим язык, успокоим душевные страсти, не дающие нам покоя, и с чистым сердцем и праздничной радостью встретим грядущего родиться в Вифлееме Младенца, в котором, как нам напоминает апостол Павел, нет «ни Еллина и Иудея, нет обрезания и необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного» (Кол. 3:11), но который пришёл призвать к Себе всех, все человечество, каждого из нас, и через нас – весь мир. Ему, со Отцом и Святым Духом, слава во веки веков, аминь.
Проповедь студента II курса Аспирантуры чтеца Александра Андреева, произнесенная за Божественной Литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 25 декабря 2016 года.