В жизни каждого человека присутствует такое явление как привычка. Привычки бывают разными. Бывает, человек привыкает молиться утром и вечером, заниматься физической культурой или читать книги. Но бывают и вредные привычки. Задумываясь над тем, что общего может быть между привычкой и сегодняшним Евангельским чтением, создается впечатление, что ничего общего нет. Но так кажется только на первый взгляд. Размышляя более внимательно, понимаешь, что столь знакомая всем нам притча о сеятеле, которую мы так часто слышим на богослужении, рассматриваем на занятиях по изучению Священного Писания, читаем в толковании на Евангелие, не вызывает у нас никаких эмоций и внутренних переживаний. Подчас совсем никаких, кроме понимания того, что это действительно хорошая и очень показательная притча. Мы привыкли к ней и зачастую не осознаем того смысла, который в нее заложен и то, что это притча в полной мере может относиться и ко всем нам. А вся наша земная жизнь, каждое наше действие, станут ответом на главный вопрос именно этой притчи: «Какой же почвой окажемся мы?!».
Кажется, что ответ на этот вопрос прост: все мы учимся в духовной академии, стремимся к церковно- и священнослужению. Какой же еще почвой мы можем стать, кроме как плодородной? Даже внешний, поверхностный взгляд на общее положение дел подтверждает это. Более того, мы живем во времена, когда Церковь в нашем государстве является Церковью Торжествующей и у нас есть все необходимое, даже больше того, чтобы сделаться достойными служителями Бога Слова. Но…
К сожалению, в большинстве случаев бывает так, что когда у человека все есть, он перестает ценить то, что имеет. Человек полноценный в физическом плане воспринимает это как данность. Также часто происходит и с нами. Мы начинаем привыкать к Богу, привыкать к вере, привыкать к Церкви и к тому призванию, ради которого мы здесь обучаемся. Более того, часто начинаем применять имеющиеся у нас возможности не по назначению. Парадоксальная ситуация, когда у нас с одной стороны все есть, чтобы стать плодородной почвой, а с другой мы не ценим этого и используем не на пользу, пытаясь накидать в свою же землю камней и насадить в ней тернии. И это привыкание, начинающееся уже в стенах духовной школы, затем распространяется на будущий священный сан.
Что может быть хуже отношения к храму, как к рабочему месту?! Каково думать, что ты являешься плодороднейшей почвой, а в итоге не имеешь и одного ростка?
Я помню, как в 2011 году во время актового торжества по случаю начала нового учебного года, владыка Маркелл, тогда еще епископ Петергофский, поведал нам о своем разговоре с одним высокопоставленным петербургским чиновником. И в этом диалоге представитель светской власти сказал примерно такие слова: «Владыка, я хорошо знаю двух священнослужителей, они действительно хорошие люди, с ними можно о многом побеседовать, можно съездить на природу, пригласить в гости, но я бы никогда не пошел к ним на исповедь». В последующей речи владыка пожелал всем нам проходить свое будущее служение так, чтобы никто и никогда не сказал таких слов о нас.
Действительно, именно в этой, естественной на первый взгляд, привычке заключается наша сегодняшняя опасность. В привыкании к алтарю. В том, что Церковь может стать для нас организацией по исполнению обрядов и не чем более, а мы, что еще хуже, станем творцами и участниками всего этого. И не дай Бог нам оказаться плодородной почвой только внешне, не имеющей внутри всех тех свойств, благодаря которым люди приходят к Богу. Оказаться пустыми внутренне, кроме своей красивой поверхности не имея самого главного – непрестанного внутреннего горения духа и ревности о Боге.
Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Александра Аникина произнесенная на Божественной литургии 27 октября 2013 года