Чтец Александр Фокин. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Чтец Александр Фокин. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангельском отрывке повествуется о неком человеке, который подошёл ко Христу с вопросом: «Учитель Благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк 18:18). Этот случай так глубоко запечатлелся в душах апостолов, что и Лука, и Марк, и Матфей передают о нём.

Богатый молодой человек, как говорит апостол Марк, с крайней поспешностью и задыхаясь, припадает к ногам Иисуса. Если в этой стремительности и смирении было нечто привлекательное, то в самом вопросе было много отталкивающего. Однако Спаситель видел душу этого юноши и ответил: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».

Юноша не ожидал столь очевидного и простого ответа. Он не мог представить себе, что ему указывают просто на десятословие, и потому удивленно спрашивает: «Какие же заповеди?». Так как юноша действительно хотел сделать что-то доброе, то Иисус просто перечисляет ему заповеди второй скрижали. Юноша в удивлении отвечает: «Учитель, все это сохранил я от юности моей». По букве — он, может быть, и сохранил все это, как сохраняют и многие другие. Но важно, что совесть подсказывала ему, что одного внешнего исполнения недостаточно. Тогда Господь раскрыл ему тайну христианского совершенства в словах: «еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк 18:22). Этого было для него слишком много. Юноша отошёл печальный, с грустью в сердце и мрачной тенью на лице, потому что он был очень богат. Он предпочел удобства земные сокровищам небесным, не захотел купить вечных благ оставлением временных. И с этим он исчезает из евангельской истории, евангелисты больше ничего не знают о нем. Неудача юноши, которого с первого взгляда полюбил Христос, опечалила Спасителя, и Он сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» Евангелист Марк говорит, что «ученики ужаснулись от слов Его». И это понятно: ведь богатство такая вещь, которой все так желают, и, по закону, есть знак благословения Божия человеку.

Неужели богатый человек не может стать добрым, а добрый человек не может быть богатым? Неужели не было никакой надежды и для Никодима (тайного ученика Христова, члена синедриона), и для Иосифа Аримафейского? Конечно, была. Как поясняет святитель Иоанн Златоуст, «Христос не богатство порицает, но тех, кто пристрастился к нему» . «Ибо где сокровище ваше, — говорит Господь, — там будет и сердце ваше». Богатство стало для юноши таким кумиром, расстаться с которым он не мог. Этот кумир он предпочёл даже жизни вечной, к которой, по-видимому, искренне стремился. Господь как раз и имел в виду эту страсть, порабощающую себе всего человека, а не богатство само по себе.

Хочешь быть совершенным? Продай и отдай, останься безо всего. Однако канатами привязан человек к земному, даже человек не очень или вовсе не богатый привязан к своему дому. Напротив, обладающий богатством может стремиться оторваться от земного всей душою. Только тому, кто упивается богатством, трудно войти в Царствие Небесное, там все это отнимется, не имеет никакой цены. Какие же страдания будет испытывать человек, все потерявший!

Поэтому Господь указывает нам спасительный путь: «если хочешь быть совершенным… следуй за Мной». А следовать за Ним, значит – оставить наше земное, все то, к чему мы имеем привязанность, для того чтобы получить небесное. Да мы бы и пошли! Желание есть у нас. Но нам недосуг! Мы, отягощённые повседневными заботами, отлагаем спасение души своей на будущее, неопределенное время. А ведь зов Господень обращен к нам с заботой о нашем пребывании в вечной жизни! Не откликаясь на зов Божий, мы предпочитаем временное, полагая, что вечное подождет.

Своими силами человек не в состоянии совершить путь ко спасению. Без твёрдого упования на Бога, на Его помощь, нам ничего не возможно, но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк 18:22). Милующая и спасающая благодать Божия сильна сделать то, чего не может сделать человек одними своими силами: Бог может исцелить богача от препятствующей его спасению язвы любостяжания и нас от любого греха.

Только и нам надо бороться с грехом до последнего дыхания своего. Пусть и не станем победителями, но ведь не все участвующие в сражении герои. Надо бороться всеми силами, всю жизнь, насколько можем, чтобы не слиться с грехом; чтобы быть против греха: грех сам по себе, а мы против, пусть и не достигнем победы. Грех сгорит, а душа наша, если не срослась с грехом, не отождествилась с ним, будет принята Господом.

Дай Бог, чтобы мы научились из сегодняшнего Евангельского повествования не только открытости сердца, но и решимости, решимости жить по-новому. Каждый день Церковь даёт нам возможность пережить радость покаяния и обновления, и только от нас зависит, воспользуемся ли мы этой удивительной возможностью, переживём ли мы вновь чудо обновления. Собственными силами нам это невозможно, а со Христом возможно. Аминь!

Проповедь магистранта I курса церковно-исторического отделения СПбПДА чтеца Александра Фокина, произнесенная на Божественной литургии в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 16 декабря 2012 года.


Опубликовано 16.12.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter