«Успех дела, посылаемый всегда Господом, немыслим, если мы сами будем дремать, и не пойдем бодро вперед. Каждый христианин должен сознать, что нести Христа в среду язычества – дело и его! Каждый должен стать проповедником Христа в среде своих знакомых, своих сверстников, своих сослуживцев».
Русская православная духовная миссия в Японии началась почти 150 лет назад. В 1870 году император Александр II высочайше утвердил определение Святейшего Синода об учреждении Российской духовной миссии в Японии под началом равноапостольного святителя Николая (Касаткина). В июне 1908 года в помощь к 70-летнему святителю прибыл назначенный высшей церковной властью епископом Киотским, викарием Токийской кафедры, епископ Сергий (Тихомиров). Перед архиепископом Николаем владыка Сергий заявил о готовности отдать себя служению миссии. Епископ Сергий обладал способностью к языкам – ко времени прибытия в Японию он уже владел греческим, латинским, древнееврейским, английским, французским и немецким языками во время ознакомительных поездок по Стране восходящего солнца быстро осваивал японский язык.
Впечатления от поездок с проповедью о Господе и Спасителе Иисусе Христе по Японии, где ему приходилось встречаться и разговаривать с японской паствой и видеть быт, нравы японского народа, природу Японии, владыка Сергий передавал в статьях на странницах журнала Санкт-Петербургской Духовной Академии «Христианское чтение». Одна из статей была опубликована в 1911 году под названием «Миссионерские радости».
В ней епископ Сергий описывает зимнюю Японию. В частности, он писал следующее: «…Летит поезд к западу. Далеко налево, все более и более оставаясь позади, подняла к небу свой правильный конус Фудзи сан. Великолепна эта гора – гордость Японии в своем снежном уборе… направо и налево, – поля, поля и поля покрытые тонким льдом»[1].
Прибыв в город Маебаси с целью встретиться и поговорить с японскими православными христианами, владыка Сергий узнал об истории одной христианки – жены начальника станции Уме Тароо Нагара, Марфы Нагары, которая «тяжело болела в продолжении 17 лет». Дальше владыка пишет: «Положение ее становилось безнадежным, врачи оставили всякую надежду, между тем Марфа пожелала “пособороваться” после чего через некоторое время окончательно поправилась»[2]. Для нас это является наглядным примером животворительной силы веры Христовой.
В продолжении путешествия епископ Сергий посетил дома христиан, где всячески вдохновлял и укреплял их словом проповеди об Иисусе Христе, отмечая искренность и сердечность японских христиан. В своей статье, посещая очередную японскую христианскую семью, владыка Сергий писал: «На кратком молебне стоит предо мною 25 человек, представители трех поколений. Это ли не домашняя церковь… Прекрасные здесь христиане! Имея такую здоровую основу, такой здоровый корень, можно в Маебаси, помощью Божией, воздвигнуть прекрасное здание, вырастить ветвистое дерево!»[3]
При посещении этого города у владыки Сергия также состоялась беседа с англиканским миссионером-японцем, который отмечал, что «одинаково чтит своего и православного священника, своего и православного епископа»[4]. На это владыка Сергий сказал,«что глубоко верит, что те, которые откололись от нас, по силе церковной молитвы, снова соединятся в единое стадо с нами; и глубоко убежден, что англиканская церковь скорее других подаст нам руку общения»[5].
Рассуждая на тему миссионерского служения в Японии, владыка Сергий в частности отмечал, что «успех дела, посылаемый всегда Господом, немыслим, если мы сами будем дремать, и не пойдем бодро вперед. Поэтому – и батюшка, и катихизаторы должны работать в 10, в 100 раз больше; работать не покладая рук! Но и каждый христианин должен сознать, что нести Христа в среду язычества – дело и его! Каждый должен стать проповедником Христа в среде своих знакомых, своих сверстников, своих сослуживцев. И тогда-то дело наше “закипит” и подкрепляемые Божьей помощью мы бодро пойдем в своих сердцах, в своих домах – “вглубь”, а вне домов – и “вширь”»[6].
Как ни удивительно, но эти слова владыки Сергия актуальны и поныне, ввиду того, что не только Япония, но весь современный мир нуждается в духовно-просветительской миссии христиан.
Материал подготовил студент 4 курса бакалавриата Алексей Еврокатов
[1] Сергий (Тихомиров), еп. Миссионерские радости // Христианское чтение. 1911. № 2. С. 197.
[6] Там же. С. 211.