Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! В этот Великий день Церковь Христова вспоминает одно из важнейших событий – Тайную Вечерю.
Когда пришло время иудейской Пасхи, Иисус Христос возлег на трапезу со своими 12 учениками. Господь, возглавлявший этот, на первый взгляд привычный праздничный ужин – вечерю, добавил в определенный момент необычные слова. Он, взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца, преломил и подал своим ученикам со словами: «сие есть тело Мое, которое за вас предается» (Лк 22:19). Эти слова, сказанные Спасителем, удивили учеников, так как их не должно было бы звучать при обычном течении праздничного ужина, чин совершения которого, был хорошо знаком любому иудею. А после вечери, Он вторично удивил апостолов словами о чаше вина: «сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк 22:20).
«Сие творите в Мое воспоминание» (1Кор 11:25) – заповедовал нам Господь Наш Иисус Христос. Но что значат эти слова для нас? Неужели это лишь призыв к тому, чтобы мы помнили определенные исторические события?
Для того, чтобы полноценно и глубоко жить по-христиански, нам важно правильно понять этот божественный призыв. Ведь это не просто взгляд в прошлое, в привычном для нас значении. В оригинале, на языке Священного Писания анамнесис – «воспоминание» – это не просто существование чего-либо в памяти – это реальность, воплощенная в словах и делах! А значит, Господь здесь и сейчас призывает нас этими словами участвовать в Его трапезе. Он вновь и вновь отдает нам всего Себя в бесконечной Любви и призывает нас быть в единстве и любви с Ним и друг с другом.
По словам святителя Иоанна Златоуста: «Спаситель питает нас Своею плотью, самого Себя предлагает нам… Он восхотел быть нашим братом; Он ради нас приобщился плоти и крови; и эту плоть и кровь, через которые Он сроднился с нами, Он опять преподает нам».
Тайная Вечеря, вспоминаемая сегодня Церковью, является самым часто вспоминаемым событием. Ведь мы вспоминаем ее каждый раз, когда совершаем Божественную литургию. И каждый раз это воспоминание есть реальное осуществление таинственного присутствия Христа посреди нас. И трудно себе представить, чтобы кто-то из апостолов отказался от участия в этой общей трапезе со Христом и не причастился. Но ведь и Иуда причастился, и мы в этот день наряду с воспоминанием «установительных» слов Спасителя, особым образом вспоминаем и предательство Иуды. Это ярко выражено в словах молитвословий праздника: в стихирах, в тропаре, в кондаке и в той молитве, что поется сегодня вместо Херувимской песни и читается нами всегда перед причастием. «Ни лобзания Ти дам яко Иуда» – так мы молимся о том, чтобы нам не поступить с Господом, как поступил Иуда, будучи полноценным апостолом. Чтобы нам не предать Его великой Любви.
Ничто не может сделать человека достойным причащения Тела и Крови Бога нашего. Лишь вера в то, что Господь безмерно нас любит и ждет, желая спасти каждого человека, способна раскрыть человеческое сердце для встречи со Спасителем. Будем же, помня страшный пример Иуды Искариотского, приступать со страхом и трепетом, верою и любовью к этому Великому Таинству. Аминь.
Проповедь студента 4 курса бакалавриата чтеца Андрея Перепелкина, произнесенная в Великий Четверг за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 13 апреля 2017 года.