Чтец Андрей Перепелкин. Закон Ветхого Завета и жизнь со Христом

Чтец Андрей Перепелкин. Закон Ветхого Завета и жизнь со Христом

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Святой апостол Павел в Послании к Галатам (Гал 2:16-20) говорит, что мы не сможем спастись – стать родными Богу и наполнить свое «существование» настоящей Жизнью Божией, только исполняя дела ветхозаветного закона. Ветхозаветный закон апостол Павел называет детоводителем, по-гречески «педагогом», то есть воспитателем – человеком, который в течение нашего детства ведёт нас к ответственной и самостоятельной жизни. Его роль кончается, когда мы становимся взрослыми.

И когда апостол нам говорит, что мы должны жить верой в Господа Иисуса Христа, Который упразднил Собою закон, он подчеркивает, что это не призыв к беззаконию, и что это не делает Христа учителем беззакония. Это нас поднимает на новый уровень отношений с Богом, так же как окончание нашего воспитания вводит нас в новую жизнь.

Но какова эта новая жизнь? Отвечая на это вопрос апостол Павел говорит, что она состоит в том, чтобы жить всем тем, что представляет Собой Господь наш Иисус Христос, а не только стиснув зубы исполнять то, что Он нам предписал. Необходимо так сродниться с Ним, чтобы заповеди перестали быть некими приказами извне, а стали бы нашими изнутри нас самих, так, чтобы нам и в голову бы не приходило поступить как-то иначе, нежели явил нам Христос.

И вот святой Павел приводит нам себя в пример, говоря, что это возможно, что теперь для него вся жизнь – Христос: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:19-20), – говорит он. Что это значит? Нам часто кажется, что все зависит от нас, и чем больше усилий мы приложим, тем больше результатов это принесет. И это действительно так, но только в самых простых ситуациях. Например, чем чаще мы убираемся в комнате, тем чище она будет. Но в большинстве видов нашей деятельности с какого-то момента увеличение наших усилий не дает эквивалентного результата. Так с какого-то момента усилия по уборке комнаты будут пустыми, так как она уже и так чистая и не может стать еще чище, как бы мы не старались.

Но есть еще один принцип, который подметили античные философы-стоики и современные исследователи. Что позволяет предположить его универсальность для человеческой деятельности на все времена. В некоторых ситуациях, чем больше усилий мы прикладываем, тем меньшего результата достигаем. Таких ситуаций сравнительно мало, но они являются самыми важными в нашей жизни. Этот принцип действует тогда, когда речь идет о нашей психике, о духовных процессах. Так поиски спокойствия лишь ещё больше взволновывают нас. Или еще: страстное желание большей свободы заставляет ещё сильнее почувствовать свою несвободу.

Психологические переживания находятся в нашем сознании. Когда мы желаем счастья, мы одновременно являемся и источником этого желания, и тем, кто должен его почувствовать. Так, в нашем сознании мы становимся похожими на собаку, гоняющуюся за собственным хвостом. Собака при помощи погони получает всё необходимое для жизни, и почему для неё в этом случае должно быть иначе? Однако чем быстрее она догоняет, тем быстрее хвост убегает. Собаке не хватает широты взгляда, она не видит, что она и хвост – единое целое. Нам нужно отказаться от этой погони, ведь как ясно и недвусмысленно говорит Господь наш Иисус Христос в сегодняшнем евангельском чтении: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:35).

Таким образом, достичь результатов можно только перестав гнаться за ними. Но это не значит, что надо лечь и ничего не делать. Нам необходимо осознать свою хрупкость, ограниченность, конечность, потому что духовный мир шире, чем наше «я», чем наше сознание. И это говорит не о нашей слабости, а о нашей силе, потому что мы решаем отказаться от того, что не в нашей власти и, сделав все, что от нас зависит, предать результат в руки Божии. Об этом мы постоянно говорим в наших молитвах: «Сами себя, и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим», – вот что это значит. Отвечая на этот молитвенный призыв словами: «Тебе, Господи», мы сами себе напоминаем о важной задаче нашей жизни: воспитать в себе упование на Господа, а не на собственные силы. Так дети относятся к своим родителям. Поэтому нам предстоит научиться жить по образу Единородного Сына Божия. И тогда закон, как детоводитель, доведет нас до настоящей свободы – царственной свободы чад Божиих. Эта свобода заключается в таком сроднении с Богом, при котором силою Святого Духа мы становимся единородными сынами Божиими, детьми Живого Бога. Аминь.

Проповедь студента II курса магистратуры чтеца Андрея Перепелкина, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, 30 сентября 2018 года.


Опубликовано 01.10.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter