Чтец Максим Марков. Об опасности мышления каинитов

Чтец Максим Марков. Об опасности мышления каинитов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем чтении из книги Бытия мы слышали повествование о дальнейшей судьбе человека после грехопадения и утраты им рая.

Совершив бесчеловечный грех братоубийства, Каин, нося на себе печать отвержения, больше не может находиться в мирном единстве со своим семейством и становится «…изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4:14). Скрываясь «от лица Господня» (Быт. 4:16), он находит себе пристанище в земле Нод. Опасаясь отмщения за убийство брата, Каин начинает постройку первого города, а его потомки становятся изобретателями техники и искусства.

Эти первые зачатки цивилизации, профессор и богослов Владимир Николаевич Лосский характеризует, как огромную попытку человека восполнить отсутствие Бога. Он пишет: «Люди стараются забыть Бога или заменить Его… Искусство появляется здесь как ценность культурная, а не культовая; это – молитва, не доходящая никуда, потому что она не обращена к Богу. Порождаемая искусством красота замыкается сама в себе и своей магией приковывает к себе человека. Эти изобретения человеческого духа полагают начало культуре, как культу некоей абстракции, в которой нет Того Присутствующего, к Которому должен быть обращен всякий культ…».

Об опасности такого мышления каинитов может свидетельствовать их судьба и дальнейшая история человечества. Выйдя из рук Творца прекрасным созданием, одаренным творческим умом и совершенной волей, человек, пренебрегая свободой, совершает грех и тем самым противопоставляет свой эгоизм Богу, а самого себя полагает центром своей жизни. Оградив себя от Бога, человек стал служить только своему эгоизму и полностью поработился миру, в котором начал искать счастья.

Следствием такого отчуждения от Источника жизни стало полное извращение природы и самого человека, который теряет единство не только с Богом, но и с себе подобными. В этой разобщенности уже нет места любви, вместо которой появилась вражда и самым ярким ее проявлением является тяжелый грех убийства. Разврат и нравственное одичание человечества достигают невероятных масштабов, потому что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5).

«И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемыми человеками» (Быт. 6:3). Чтобы уничтожить зло и омыть оскверненную землю, посылается потоп, в котором погибает практически весь род человеческий, кроме остатка — праведного Ноя и его семейства. Но семя зла не было истреблено из природы человека и вскоре оно дало свои ядовитые побеги, которые распространяются по мере того, как умножалось человечество. В мире зла жизнь и существование становятся невыносимыми.

Спасти человека из этого погибельного положения может только Бог. Но перед каждым из нас с вами стоит выбор: пойти ли путем Каина, полностью поработив себя миру и все силы кинуть на достижение земных благ и тем самым удалить себя от Бога, или же принять от Господа предложенную помощь и пойти путем спасения – более сложным, но на котором мы соберем себе нетленное и вечное сокровище на небесах. К большому сожалению, тенденция современного человечества, которое достигло высокого уровня развития цивилизации и постоянно подогревается ложными ценностями, как раз идет этим погибельным путем Каина. Каждый человек, который не ведет борьбу с грехом, подобен герою романа Достоевского «Бесы» Николаю Ставрогину, человеку, который отверг Бога и свой крест, и решил пойти своими путями. Но правда в том, что человек не сможет всегда скрываться от Лица Божия, так как в перспективе вечности эта встреча точно произойдет. Вопрос только в том по правую или по левую сторону каждому из нас предстоит встать. Поэтому святая Церковь и Сам Господь призывают нас ко встречи с Богом уже сейчас, предлагая нам величайшее Таинство святой Евхаристии, в котором каждый самым глубоким образом может соединиться со Христом. Постараемся же, дорогие братья и сестры, откликнуться на этот долгожданный призыв радостью, чтобы вслед за апостолом Павлом воскликнуть: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Аминь.

Проповедь студента I курса магистратуры библейско-богословского отделения чтеца Максима Маркова, произнесённая за Литургией Преждеосвященных Даров в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в среду вечера второй седмицы Великого поста, 28 февраля 2018 года.


Опубликовано 03.03.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter