Сегодня, накануне великого праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, Святая Церковь предлагает нам один очень непростой отрывок из Евангелия от Иоанна. Он довольно короткий и состоит всего из четырех стихов, но при этом в нем раскрывается удивительный Божественный план спасения человека. Это часть известной ночной беседы Христа с иудейским учителем Никодимом, который, как и весь израильский народ, ожидал пришествия Мессии, и теперь искал встречу с Господом, чтобы услышать от Него слово истины.
Войдя в дом ко Христу, Никодим обратился к Господу со словами: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин 3:2). Так говорил он, полагая, что перед ним очередной пророк и человек Божий. Ожидая, по-видимому, от Спасителя похвалы, Никодим вдруг услышал в ответ странные слова о рождении свыше через крещение водою и Духом и обличение в неверии. Никодим еще не видел перед собой Мессию и тем более Бога, но лишь человека. Тогда Господь постепенно подводит его к мысли о Своем Божественном происхождении словами, что «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин 3:13). Смысл этого стиха можно передать так, что никакой человек еще не смог взойти на небо, прежде чем жить на земле, кроме Сына Человеческого, Который сошел с неба и даже теперь Божественной стороной Своего существа пребывает там.
Открыв перед Никодимом неизреченную тайну Своего происхождения и пришествия в мир, Христос, используя ветхозаветный пример с медным змием, прообразовательно открывает ему и цель Своего пришествия – спасение мира; и указывает на орудие спасения – крест.
Святитель Иоанн Златоуст, толкуя это место, вопрошает: «Видишь ли соответствие между прообразом и истиною? Там иудеи спасаются от смерти только временной; здесь верующие – от смерти вечной. Там повешенный змий исцеляет от укусов змей; здесь распятый Иисус врачует уязвления духовного змия. Там взирающий телесными очами получает уврачевание; здесь взирающий очами душевными освобождается от всех грехов. Там повешена медь, изображавшая подобие змия; здесь – тело Владыки, образованное Духом. Там змий кусал, змий и врачевал; так и здесь: смерть погубила, смерть и спасла».
Размышляя о крестных страданиях Христа может возникнуть вопрос, почему же Господь избрал такой путь спасения человека? Зачем понадобился Крест? И даже больше – зачем Богу вообще нас спасать? Разве Господь не сотворил человека свободной личностью, не даровал ему волю и творческий ум? Разве не дано было человеку все необходимое для принятия самостоятельных и ответственных решений? Разве не стоит по справедливости считать выбор человека в пользу смерти и греха состоявшимся?
Все это правда. По закону мы не имеем никакого права на прощение, мы сами сделали свой выбор и сами должны нести его горькие последствия. Нет ни одной причины, ни одного аргумента для того чтобы Господь простил нас и помог нам. Кроме одного. Это абсолютная Божественная Любовь! Когда Бог сотворил человека, то открыл нам тайну, что Любовь – это свобода. А когда Бог сошел на землю, чтобы затем взойти на крест и страдания, Он открыл нам, что Любовь – это еще и жертва. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:16-17).
Дорогие братья и сестры, Христос взошел на Крест, как смиренная Любовь, униженный, отверженный и преданный почти всеми. Такого Христа человек может постыдиться и легко отвергнуть, может не слышать Его, оскорбить или причинить Ему боль. Но если теперь мы можем вести себя беспечно, потому что Бог пременил суд на милость, то потом, когда придет Господь наш во Свое Второе и Славное Пришествие, мы увидим другого Христа – Грозного Отмстителя и Великого Судию мира.
Братья и сестры, а что же мы? Помним ли, глядя на Крест, что Агнец уже заклан ради спасения мира, что пролилась невинная кровь, которая отложила суд и дала нам время на покаяние? Но будет суд и будет воздаяние. Крест разделяет властно весь мир на тех, кто увидел жертву, принял любовь и принес покаяние, и на тех, кто беспечно умножил беззаконие. Но правда в том, что только тот, кто будет смотреть на Крест с верой будет спасен, а кто не уверует, тот по слову Христа «уже осужден» (Ин 3:18)
Проповедь студента 4 курса бакалавриата Духовной Академии чтеца Максима Маркова, произнесенная 25.09.2016 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, произнесенная за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.