Чтец Максим Марков. Торжество и трагедия праздника входа Господня в Иерусалим

Чтец Максим Марков. Торжество и трагедия праздника входа Господня в Иерусалим

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем евангельском чтении нам предлагается отрывок из Евангелия от Иоанна в котором повествуется об одном из важнейших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Его торжественное вхождение в Иерусалим.

За шесть дней до Пасхи Христос со своими учениками направился из селения Вифания в Иерусалим. Подойдя к городу, Господь отправляет двоих из своих учеников, чтобы они привели к Нему молодого осла, на которого никто ранее не садился. Когда ученики исполнили повеление, Христос, сев на осленка, начал спускаться с горы к Иерусалиму. Народ, собравшийся в Святом городе на праздник, торжественно приветствовал Спасителя, постилая свои одежды и срезанные с деревьев пальмовые ветви на Его пути, восклицая: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин 12:13).

В символическом смысле значение события входа Господня в Иерусалим хорошо показывает святитель Иоанн Златоуст. По его мысли молодой осленок, на которого никто раньше не садился, «означает Церковь и новый народ, который был некогда нечист, но после того, как воссел на нем Спаситель, соделался чистым». Садясь на осленка, Господь показал, что Он берет эти народы под свое попечение. Таким образом, это событие означало рождение Новой Церкви, основную массу которой составят многие языческие народы, а позднее в их число войдет и наш русский народ.

Но, помимо этого, событие входа Господня в Иерусалим имеет и назидательный исторический смыл. Священноисповедник Василий Кинешемский об этом событии говорит: «Это высшая точка славы, до которой поднялась жизнь Спасителя, чтобы сейчас же после этого закончиться кровавой развязкой. Никогда еще звезда земного величия скромного Галилейского Пророка не сияла так ярко! Никогда еще Его имя не произносилось с таким восторгом и надеждой тысячами уст. Никогда еще не окружала Его столь многочисленная толпа, готовая склониться перед Ним и идти по первому Его призыву, куда Ему угодно…»

Чтобы понять, почему жители Иудеи так превозносили Спасителя, нужно возвратиться к предшествующим событиям Евангельского повествования. Господь воскресил из мертвых четырехдневного Лазаря. Для людей это было действительно чудо. Они увидели в личности Христа того человека, который обладает великой силой, того человека, который избавит их от Владычества Римской Империи.

К их разочарованию, ничего такого не было в планах Господа. Он всю жизнь боролся с подобными предрассудками, очень прочно укоренившимися в сознании народа, который представлял Мессию как политического лидера, царя вроде Давида или Соломона. Его царство, это не царство этого внешнего мира, а Царство чисто духовное, исполненное красоты и святости. И в этот грешный мир Господь пришел для того, чтобы спасти человека, стереть с него печать первородного греха и привести его в Царство Отца Своего Небесного.

Именно поэтому Христос въезжает в Иерусалим не на роскошном коне, как воин-освободитель, а на маленьком скромном ослике, показывая, что он принес мир. Всю Свою недолгую земную жизнь Христос нес и проповедовал любовь. Но разъяренная толпа не хочет этого видеть, омраченная предрассудками своей национальной гордости, она кричит: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин 12:13). Она готова сейчас же, по одному Его мановению следовать за Ним к осуществлению своих политических планов. Глядя на все происходящее Спаситель грустен от того недопонимания, какое он видит в лицах и настроении людей. Апостол и евангелист Лука, описывая это событие, говорит: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем» (Лк 19:41). Иерусалим не принял своего Мессию… Спаситель знает, что спустя несколько дней эта самая толпа, разочарованная в своих ожиданиях, вместо слов «Осанна!», будет кричать: «Распни, распни Его!» (Лк 23:21). Толпа хотела навязать Спасителю свою волю и свои надежды, а когда не получила ожидаемого, то разгневалась и отправила Его на одинокую, позорную крестную смерть.

Дорогие братья и сестры, торжественное событие входа Господня в Иерусалим преподносит нам трагичные уроки истории, когда торжество по случаю входа Иисуса Христа в город фактически стали Его торжественными проводами на смерть и позорный исход из Иерусалима всего через несколько дней. Пусть эта картина чаще приходят нам на память, особенно когда наша собственная воля и желания будут всецело и наперекор всему захватывать нас.

Входя в дни Страстной седмицы, постараемся очистить наш ум и сердце от всего суетного и недостойного, чтобы нам хватило мужества разделить со Христом не только радость сегодняшнего дня, но вместе с Ним нести и боль, и страх, и предательство, и оставленность предстоящих дней. Вспоминая эти события, мы должны увидеть Господа, входящего в наше сердце, и мы должны увлечься и пойти за Ним. А Господь зовет на Голгофу распять свои страсти и похоти. И пусть это будет не просто, но только так мы сможем стать со Христом в Его Пасхальной, непреходящей и вечной славе. Аминь.

Проповедь студента 4 курса бакалавриата чтеца Максима Маркова, произнесенная за Божественной литургией в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в праздник Входа Господня в Иерусалим, 9 апреля 2017 года.


Опубликовано 09.04.2017 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter