Чтец Михаил Смирнов. Евангелие встречи

Чтец Михаил Смирнов. Евангелие встречи

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, прославляя Пресвятую Богородицу и Ее Икону «Знамение», произнося слова Акафиста, наверное, каждый из нас задумывается и вместе с тем удивляется тому, как Пресвятая Дева стала непосредственной участницей истории нашего Отечества. Перед Ее образом преклонялись полки, молились полководцы. И вот шестьдесят пять лет назад Пресвятая Богородица посетила и нашу духовную академию, чтобы и мы могли молиться перед Ее образом.

Евангелие от Луки, которое по традиции читается во время акафистного пения, — это Евангелие встречи. Сюжет встречи или посещения особенно характерен для Священного Писания и, наверное, глаголы: «пришел, увидел, посетил» самые распространенные в этих текстах. Эти встречи имеют и свои удивительные особенности — предварительный поиск, напряженное ожидание. Но одно несвойственно им – в них нет случайности.

Повествование о земной жизни Спасителя евангелист Лука выстраивает, основываясь на таких встречах. И с первых страниц Евангелия мы становимся участниками двух знаменательных встреч: явление Ангела первосвященнику Захарии и затем Деве Марии, впереди и другая важная встреча в Иерусалимском Храме со старцем Симеоном, в дальнейшем мы станем свидетелями удивительного общения Господа с мытарем Закхеем. Нам откроется и последнее посещение Иерусалима и затем радостные встречи уже Воскресшего Спасителя со своими учениками.

Все эти встречи и другие, описанные евангелистом Лукой, объединяет одна парадигма: Бог приходит искать человека в ответ на многовековой поиск человечества. Ни в одной религии мира нет аналогии такому парадоксальному, удивительному событию. Эта мысль отражает только христианскую реальность. Библейская история начинается с того, что первый человек Адам, нарушив заповедь, прячется от Бога между райскими деревьями. Этот поступок первого человека наложил печать на все человечество. Все люди словно пребывают между деревьями. Но мне кажется, что в мире не нашлось бы ни одного человека, который отказался бы от встречи с Богом. Даже атеист из своего любопытства пошел бы на этот шаг.

И вот настает новое время, когда каждого из нас находят. Евангелие от Луки можно назвать книгой искусства посещения, книгой божественного поиска, так как каждая встреча для человека становится открытием нового горизонта – познанием Бога и познанием самого себя. Именно в преломлении Божественного Света становятся видны наши подлинные мотивы, наши истинные лица.

Вот и сегодняшний фрагмент Евангелия, который каждый из нас, наверное, знает наизусть, раскрывает историю одной из самых первых встреч. И в ней есть своя удивительная, непохожая на другие особенность. Встреча двух женщин – Пресвятой Девы Марии и праведной Елизаветы – прежде всего это встреча двух еще не родившихся младенцев, которых каждая носит в себе. Бог, пребывающий в этом мире от его творения, но теперь еще не успевший появиться на свет, совершает через Пресвятую Деву свое первое посещение, чтобы возвестить, что ожидания Ветхого Завета подошли к концу.

Вглядываясь в символику этого события, мы можем заметить, что за поспешностью, с которой Пресвятая Дева стремится посетить близкого ей человека, скрывается нечто большее, просматривается устремленность Бога к Своему созданию. Именно так к каждому из нас с первых минут нашей жизни стремится Бог и непрестанно напоминает о том, что Он рядом. И наша душа должна откликнуться на это – взыграть радостью, как взыграл радостью в утробе святой Елизаветы будущий Иоанн Креститель. А слова Елизаветы «Откуда мне сие!» есть удивление и восторг, потому что сам человек не способен отыскать своего Творца, даже найти самого себя. Мы никогда не сможем построить Вавилонскую башню каких-либо добрых заслуг, по которой мы смогли бы подняться на небо. Это расстояние возможно преодолеть только тогда, когда Небо само приклоняется к земле. Это событие образно описал святитель Климент Александрийский, сказав: «О таинственное чудо! Господь пал для того, чтобы человек восстал».

Так было тогда, так происходит и теперь: Бог ищет нас. Он уже увидел нас сквозь заросли деревьев наших собственных заблуждений. Бог уже избрал нас, все человечество, как избрал Себе в Предтечи сына Захарии, Иоанна.

Так, братия и сестры, всякий раз совершая Акафистное пение перед иконой Пресвятой Богородицы, слушая Евангелие от Луки, будем вновь и вновь вспоминать о чуде встречи. Будем бережно хранить полученную радость, которую Пресвятая Богородица первая сообщает нам, с поспешностью идя «в нагорную страну, в город Иудин», который в переводе означает город восхваления, и сейчас мы с Вами являемся этим городом. Аминь.

Проповедь магистранта I курса богословского отделения Санкт-Петербургской духовной академии чтеца Михаила Смирнова, произнесенная на Акафисте Божией Матери в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 30 января 2013 года.


Опубликовано 30.01.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter