Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Во всем многообразии тварного мира есть лишь одно существо уникальное во всех отношениях. В отличие от прочих существ, произведенных землей по слову Творца, созданию человека предшествует Божественное совещание, и он получает свое бытие непосредственно из рук Господних. Человек, единственно удостоенный чести носить образ своего Творца, вводится последним в чудесный мир природы, подобно царю, вступающему в законные владения. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт 1:28). Эта первая заповедь, данная Богом венцу Своего творения, показывает, какое почетное и ответственное место занимает человек в видимом мире.
Задача человека не ограничивалась властью и заботой о творении, он призван к большему – «в силу постоянного общения с Богом превратить в рай всю землю, соединить небо и землю, чувственное и сверхчувственное. Затем человек, совершенно соединившись с Богом, должен был сообщить обожение и всей твари». Первозданный Адам, не справился с этой важной задачей по причине грехопадения, и творение вышло из под его контроля. По словам прп. Симеона Нового Богослова, «тварь не хотела повиноваться и служить Адаму после того, как он преступил заповедь.. Солнце не хотело светить ему.. источники не хотели источать воду… звери и все животные земные, когда увидели, что он обнажился от первой славы, стали презирать его и тотчас готовы были напасть на него, и земля не хотела носить его более. Но Бог.. сдержал эти твари силою Своею и повелел, чтобы тварь, сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана». Так, по вине человека, мир погрузился в мир страдания и боли, вместо того, чтобы соединиться с Творцом в радости и блаженстве.
Но это печальное состояние не является окончательным, Слово Божие открывает нам, что «тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8:21). Христос, второй Адам, осуществил замысел Божий о мире и человеке, который откроется в полной мере в жизни будущего века.
Зная о совершенной человеком на заре истории ошибке, следует избегать двух крайностей относительно ее исправления. Первая состоит в утопическом и самоуверенном желании глобально изменить мир и спасти планету от гибели, вторая – в беспечном отношении к вверенному нам богатству. Оба этих взгляда чужды и бессмысленны для христианина.
Мы не можем спасти обезображенное грехом мироздание, это под силу лишь Тому, Кто сказал: «Се, творю все новое»(Откр 21:5).Но забота об окружающем нас мире не становится от этого бессмысленной. Христианин творит добро, вовсе не для того, чтобы превратить эту землю в рай. Здесь мы только учимся строить свою жизнь в соответствии с законом любви, тем единственным законом, который будет на новом небе и новой земле (ср. Откр 21:1). Проявляя любовь здесь, в рамках этого старого мира, мы улучшаем чью-то конкретную жизнь и украшаем мир вокруг себя, будучи живыми свидетелями будущей славы, учимся сами быть достойными гражданами обновленной вселенной.
Такой труд, в мировом масштабе, может казаться ничтожно малым, но в глазах Бога, целующего сами намерения, он выглядит больше, чем жалкие попытки построить Царство Небесное на земле, человеческими силами и по своему вкусу. Не будем забывать, что мы переживем смерть и возрождение этой вселенной, поэтому давайте будем учиться жить на ней уже сегодня так, чтобы Господь, видя наше усердие и веру, сделал нас наследниками «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет 3:13).
Аминь!
Проповедь студента II курса библейско-богословского отделения магистратуры чтеца Сергия Федорова, произнесенная в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Литургией Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста 21 февраля 2018 года.