Чтец Сергий Ганин. Как мы смотрим на Крест?

Чтец Сергий Ганин. Как мы смотрим на Крест?

Сегодня Святая Церковь, празднуя Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, в своих богослужебных песнопениях многократно называет Священное Древо оружием против дьявола. Возможно, каждый из нас когда-нибудь задумывался над такими вопросами, как: «Почему иногда маги и чародеи не боятся Креста, но используют Его в своих обрядах?», «Почему один человек с помощью крестного знамения прогоняет бесов, а другой только потешает темные силы своими телодвижениями?», «Почему православная страна, усеянная накупольными и поклонными Крестами, не была ограждена от атеистических гонений и погромов?»

Обращаясь к древнегреческому тексту Нового Завета, можно заметить, что святой апостол и евангелист Матфей, при описании распятия Иисуса Христа, для обозначения процесса наблюдения окружающих за умирающим Богочеловеком на Кресте, употребляет два разных глагола: для описания смотрения римских воинов и основной народной массы использует orao (Мф 27:54), а для обозначения взирания жен, следовавших за Господом из Галилеи, обращается к другому глаголу — theoreo (Мф 27:55). Первый глагол описывает действие обычного наблюдателя, который видит только внешние проявления, не задумываясь о причинах, взаимосвязях и значении; второй же определяет процесс наблюдения, при котором смотрящий видит в происходящем не только видимое, но подключает духовное зрение, проникающее в причину, в смысл, в значение.

Первая группа людей видела в Умирающем на Кресте очередного человека, провинившегося перед римским правосудием: кто-то смотрел и радовался, что виновный наказан, кто-то, может быть, сочувствовал, видя страшные мучения человека, а кто-то мог восхищаться тем, как достойно человек переносит страдания. И те, и другие, и третьи, хотя и по-разному относятся к претерпевающей казнь личности, сходятся в одном — они смотрят на происходящее только телесными очами, поверхностно.

Ко второй группе нужно отнести тех людей, которые смотрели на Распятие полным зрением — телесными и духовными очами. Безусловно, телесные глаза второй группы видели то же самое, что и зрители первой, но что же должны были видеть духовные очи второй группы?

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к кондаку Преображения Господня: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное». Конечно же, Преображение Господне видели только трое избранных апостолов, но другие ученики видели чудеса-знамения Иисуса Христа, особенно Пресвятая Богородица, зачавшая Господа от Духа Святого и родившая чудесным образом, — все это говорило о божественности Спасителя, следовательно, Его страдания могут быть только добровольными. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29), – восклицает Иоанн Креститель на Иордане, указывая на миссию Христа. Бог добровольно пошел на страдания и смерть ради того, чтобы избавить человека от смерти, вызванной грехом. Величайшую любовь Бога к человеку — вот, что видели наблюдатели, смотрение которых описывается глаголом theoreo.

Очень часто мы ограничиваемся только лишь телесным зрением, что приводит к обрядоверию: часто исповедуемся, но редко раскаиваемся; часто читаем молитвы, но редко молимся; часто лобызаем Крест, но забываем о божественной любви. Почитая и лобызая Святое Древо, мы видимым образом показываем, что любим Господа, Который так сильно любит нас. Но нужно помнить, что «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4:20).

Мы рискуем оказаться на месте бурсака Хомы из гоголевского «Вия» даже с Крестом в руках, когда мы просто продолжаем плыть по течению обрядоверия, забывая о внутреннем соответствии почитателю Честного Древа. Лобызая сегодня великую христианскую святыню, не будем забывать о том, что этим видимым действием мы показываем свою любовь и благодарность Богу, которая подтверждается нашей любовью к ближним.

Проповедь студента II курса магистратуры Духовной Академии чтеца Сергия Ганина, произнесенная за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 27.09.2016 года, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня


Опубликовано 27.09.2016 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter