Чтец Сергий Шпагин. Четыре грани истории возвращения.

Чтец Сергий Шпагин. Четыре грани истории возвращения.

Разрезая галилейские волны, бедная рыбацкая лодка все дальше и дальше уходит в ночную тьму. На бескрайние просторы озера опускается холод. После трагической гибели Учителя, апостолы, отчаявшиеся в своих надежде, на время вернулись к образу жизни, предшествовавшему их призванию. И вот, как и несколько лет назад они вновь трудились всю ночь, но ничего не поймали. Озеро как-будто умерло, лишь мерные удары волн о борт грустно напоминали о некогда сказанных здесь словах Христа: «Следуйте за Мной, и я сделаю вас ловцами человеков».

Прошло совсем немного времени после страшных событий распятия и смерти Христа в Иерусалиме. Ученики, боясь иудеев, оставили своего Учителя и жили в страхе и отчаянии, не понимая, что будет дальше. На какое-то время они снова вернулись в родную Галилею и опять стали рыбаками. Они вновь оказались бедными потерянными людьми…

В очередной раз Петр собирает учеников на ночную ловлю рыбы. Нужно зарабатывать себе на жизнь. Такое чувство, что и не было трех лет рядом с Тем, Кого они приняли, как своего Мессию. Прошлое рассеялось как ночной туман. Разрезая галилейские волны, бедная рыбацкая лодка все дальше и дальше уходит в ночную тьму. На бескрайнее озеро опускается холод. Апостолы-рыбаки трудились всю ночь, но ничего не поймали. Озеро как-будто умерло. И только мерные удары волн о борт грустно напоминают о некогда сказанных здесь словах Христа: «Следуйте за Мной, и я сделаю вас ловцами человеков». Евангелист ни слова не проронил о внутреннем состоянии рыбаков, и этим красноречивее любых слов показал страх и смятение, которые поселились теперь в их душах. Ночная тьма еще больше усиливает щемящее душу молчание. Уже перед самым рассветом Петр направляет лодку к берегу, и в первых лучах солнца, в тумане, на берегу, ученики увидели фигуру. Незнакомец в оглушительной тишине Галилейского озера спросил: «Дети, есть ли у вас какая-нибудь пища?».

Получив отрицательный ответ, Он сказал забросить сеть по правую сторону лодки. Усталые рыбаки забросили сеть, и мгновенно она наполнилась рыбой, так, что вытащить ее из воды было невозможно. Увидев это, Иоанн посмотрел на Петра и сказал ему: «Это Господь!». Мгновенно Петр опоясался и бросился в остывшую за ночь воду навстречу своему учителю, которого всего несколько дней назад предал. На берегу апостолов ждал Христос. Он приготовил для уставших учеников трапезу, которая лежала на горячих углях. И никто из них не спрашивал Его, кто Он. Возблагодарив, Он подал ученикам своим хлеб и рыбу. И когда они вкусили от этой трапезы, Христа снова не стало. Видение исчезло.

Это один из самых глубоких и трогательных отрывков Священного Писания. Он является эпилогом всего четвертого Евангелия. Я хотел бы сказать о четырех гранях этого отрывка.

Первая грань – дружба апостолов. На первый взгляд может показаться, что слово «дружба» не очень подходящее слово для проповеди, однако это именно то, что собрало апостолов после распятия Христа вместе. Они оставили своего учителя, но не оставили друг друга. За время, которое они провели вместе, они стали родными. Их близость ко Христу сделала их ближе друг к другу. И в один из самых тяжелых периодов их жизни мы встречаем их вместе. Они поддерживают друг друга в общей скорби и в общей потере. Они уже услышали от мироносиц о воскресении Спасителя, но не были с Ним снова так близко, как были раньше. Так бывает и в нашей жизни. Мы знаем, как иногда друзья по духу становятся очень близкими, роднее и ближе чем родственники по крови. Возможно, это во многом удел тех, кто расслышал в своей жизни слова Христа: «Следуй за Мной!».

Вторая грань – это кризис веры апостолов. Кризис – это испытание, ведущее на новую ступень. Апостолы после Гефсимании и Голгофы почувствовали, что без Христа они бессильны. Они – только горстка слабых рыбаков в утлой лодке, которую бросает на волнах Галилейского озера. Сиротливые галилейские ночи стали их гефсиманской ночью. Сквозь новый опыт жизни без своего Учителя они другими глазами увидели последние события своей жизни и осознали, что без Него они не могут жить дальше. В них родилось то состояние, которое мы называем метанойя, покаяние. Чуть позже Петр скажет Христу: «Господи, Ты все знаешь… И неверность мою, и предательство мое… Но Ты также знаешь, что я люблю Тебя, и это самое последнее, самое глубокое, что во мне есть». Один мудрец, увидев, как прекрасная хрустальная ваза разбилась вдребезги, посмотрев на нее, сказал: «Я и не знал, что разбитое может так сиять». Как ответ на родившийся прежде в их сердцах рассвет, в первых лучах восходящего солнца апостолы видят Христа, уготовившего для них трапезу общения. В некоторых древних списках Евангелия от Иоанна есть указание на Евхаристию. Христос «возблагодарив», подал хлеб и рыбу ученикам. Рыба – один из первых символов Христа. Кризис завершается радостью встречи. Ответом на ночь души является встреча со Христом в сумраке рассвета над Галилейским озером.

Третья грань – призвание апостолов. Первым на берегу Тивериадского озера Христа узнал тот, кто благодаря открытости и верности ребенка прошел с Ним весь путь Его крестных страданий, тот, кого Он назвал возлюбленным учеником, тот, кто, однажды ответив на призыв Учителя, уже никогда не отходил от Него. Но и те, кто отошел, тогда поняли что не смогут вернуться к прежней жизни, жизни до встречи со Христом. Призвание вновь обожгло их душу. Соприкосновение с вечностью Божественной любви изменило их навсегда. Блаженный Августин в «Исповеди» выразил это словами, отражающими тайну человеческого бытия: «Господи, ты создал нас для себя, и беспокойно томится сердце наше, пока не успокоится в Тебе».

Четвертая грань – смерть. Апостолы стали учениками Бога, который есть Любовь. Любовь, которая сильнее смерти. И страх, который некогда разметал их в стороны, отступил перед новой силой, наполнившей их души.

Апостолы увидели, что служить Христу можно только через Любовь, которая по слову блаженного Августина: «выживает во вражде, бывает скромной в процветании, становится сильной в страдании, в добрых делах она царит, соблазнам она не подвластна, в гостеприимстве она щедра, среди истинных братьев она радостна, среди братьев ложных терпелива, она душа священных книг, добродетель пророчеств, спасение в таинствах, сила в знании, плод веры, богатство бедных, жизнь умирающих, любовь это все». Аминь!


Проповедь студента I курса магистратуры чтеца Сергия Шпагина, произнесенная 16 ноября 2013 года в академическом храме СПбПДА на всенощном бдении


Опубликовано 17.11.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter