Давид Острик. Учение о Священном Предании в творениях сщмч. Иринея Лионского и сщмч. Ипполита Римского (сравнительный анализ)

Давид Острик. Учение о Священном Предании в творениях сщмч. Иринея Лионского и сщмч. Ипполита Римского (сравнительный анализ)

Божественное Откровение традиционно неразрывно связано с таким явлением как Священное Предание, развитие учения о котором обращает на себя внимание в контексте изучения святоотеческой письменности. Как мыслилось Священное Предание в доникейскую эпоху истории Христовой Церкви можно оценить, последовательно изучив творения церковных писателей того времени. В рамках данного выступления постараемся сопоставить учение о Священном Предании священномучеников Иринея Лионского и Ипполита Римского.

Св. Ириней (род ок. 130 года по Р. Х.) был епископом города Лион, получил образование в Малой Азии. Его сочинения свидетельствуют о хорошей образованности автора, о знании им древних поэтов, философов, всех современных мнений. Св. Поликарпом, св. Ириней был послан в Галлию, где в то время не хватало проповеди одного св. Пофина.[1] Епископом Лиона, Св. Ириней был поставлен в 178 году. Известный франкский историк Григорий Турский свидетельствовал: “В короткое время он проповедию преобразовал весь город в город христианский”.[2]

В то время на берега Роны принесли с собою еретические учения последователи Валентина. Тогда то Св. Ириней и написал свой труд “Обличение лжеименного разума” или “Пять книг против ересей”

Учение о Священном Предании в произведении св. Иринея раскрывается как опровержение учения гностицизма, его частного представите- ля Валентина.

В книгах против ересей св. Иринея довольно обстоятельно очерчен круг предметов, входящих в состав Предания. Он, как известно, обличал ересь гностицизма, сущность которого можно выразить так: гностики считали, что Господь Иисус Христос одним сообщал несовершенное учение, другим — более совершенное в зависимости от уровня их восприятия. Учеников же своих Он сподобил высшего ведения (гносиса). Еретики были обличаемы за дуализм, произвольное толкование Св. Писания, несообразную нравственную практику: обычай требовать деньги за таинства. Здесь св. Ириней приводил в пример Симона волхва, который предлагал деньги апостолу Петру за таинства (Деян. VIII 9-11). От него и “произошли все ереси”[3], — писал св. Ириней.

Истинное Предание, по мнению сщмч. Иринея, характеризуется прежде всего такими признаками, как апостольство, церковность и единство. Согласно Иринею, «апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее (т. е. в Церковь) все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни» (“Против ересей” III 4. 1).[4]

Предание церковное рассматривается как единое по всей Вселенной (Ойкумене). Это единство выражается в апостольском преемстве. Здесь сщмч. Ириней следует за сщмч. Климентом Римским, который говорит о преемственности служителей. Св. Климент употребляет в “первом послании Коринфянам” о некоем законе (Επινομη), который оставили апостолы. Т. е. сделали распоряжение, чтобы служение одних завещалось другим.[5]

Св. Ириней ввиду этого перечисляет предстоятелей Римской Церкви. Указывается, что именно апостолы основали и устроили ее и вручили служение Лину, первому папе, если не считать апостола Петра. После Лина епископство принял Анаклет, после него Климент, кроме них св. Ириней перечисляет и других преемников Римской кафедры. С преемством кафедры, апостолы, по утверждению св. Иринея, приняли “веру” и “от апостолов предание” (“Против ересей” III 3: 3).[6]

Если внешним условием единства Священного Предания в Церкви, по св. Иринею, служит преемство епископства и священства от апостолов, то внутренним условием является жизнь Святого Духа в Церкви. Те же, кто не причастны Церкви “лишают себя жизни”, — пишет св. Ириней, — “ибо где Церквовь, там и Дух Божий”(“Против ересей” III 24:1).[7]

Предание, по учению Св. Иринея, неизменно в разных церквах. Проповедь истины (так св. Ириней иногда обозначает Предание) сравнивается с солнцем, которое “во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти к по- знанию истины»” (“Против ересей” I 10:2). Единство церковного Предания противостоит многоразличным преданиям еретиков, которые имеют “непостоянство мнений”.[8]

В труде св. Иринея Священное предание обозначается как один из двух источников веры. Священное Предание дополняет и объясняет Священное Писание. Но сначала было Предание, потому что апостолы не сразу написали Евангелие. Эта мысль прослеживается во всех отрывках труда св. Иринея, где он говорит о Предании. Св. Ириней указывает, что апостолы проповедовали сперва устно, и только потом “об устроении спасения… по воле Божией, передали… в Писаниях… как столп нашей веры”(“Против ересей” III, I:I).[9] Более того, святой Ириней в своем труде предполагает, что Писания могло и не быть. Но от этого истина не умалилась бы. Нужно было бы обратиться к “древнейшим Церквам, к которым обращались апостолы”(“Против ересей” III 4:1).[10]

Согласно св. Иринею Предание и Писание, как равноценные источники христианской истины сохраняются в Церкви. Но Церковь с самого своего начала имела живое апостольское слово. Св. Ириней указывает в своем труде, что одно Священное Предание, как апостольское слово может быть полноценным источником истины. Ведь многие Церкви I, II и последующих веков не имели Священного Писания, но были водимы, Святым Духом (“Против ересей” III 4:2).[11]

Действительно, не все народы, обращенные в христианство, умели писать и читать, однако, правильно мыслить они уже могли. Что касается Священного Писания, то оно имелось только на греческом языке. При св. Иринее еще не был сформирован канон Священного Писания. Первым, кто задумался “о числе и порядке” Священных книг называют Мелитона Сардийского. Об этом факте свидетельствует историк Евсевий Кесарийский Евсевия в «Церковной Истории»[12]. Первый перевод на язык готов был сделан не раньше IV века. В IV веке Писание стал переводить Ульфила, готский епископ.[13] Но, конечно, Священное Писание — тот источник истины, который нельзя ничем заменить. Предание и Писание не взаимозаменяемы, а выражают истину по-разному. “Священное Писание, — по выражению св. Иринея, — основание и столп нашей веры (“Против ересей” III 1:1)[14] Предание — ключ к правильному пониманию Писания, в к-ром истина зачастую выражена прикровенно, “притчами и загадками”.(Адрес из труда св. Иринея)

Ученые выделяют в труде св. Иринея две группы Преданий. Одни Предания общецерковные, другие нет. И те, и другие носят печать апостольства. Как бы мы не говорили, в церквах как во времена апостолов, так и сейчас традиции и предания могут быть разными. Известно, что сам св. Ириней принимал участие в споре о Пасхе между Востоком и Западом, занимая примирительную позицию. Он говорил, что и та и другая традиция празднования Пасхи имеет право на существование.

Но есть правила истины (regula veritatis), исповедуемые при крещении. Это символы веры. Они носят общецерковный характер. Истина веры в символах та же. Она принята от апостолов. Однако, символ веры в Древней Церкви был не один. Как известно из истории такие символы крещальные были разные по форме в разных Церквах. Св. Ириней видит в символах библейскую основу. Четыре Евангелия утверждают церковность и апостольство. В Церкви апостолы — только проповедники, “издатели” учения.

С апостольским Преданием согласуется перевод 70 (напр., чтение Ис 7. 14).

Другая группа Преданий тоже имеет апостольское происхождение, передается через епископов. Так свидетельствует св. Ириней. Но эта группа не является и не может быть общецерковной. К этой группе относится учение о хилиазме, принимаемое св. Иринеем. Так же как и утверждение о десятилетнем служении Христа Спасителя(“Против ересей” II. 22:5)[15]

В церковной истории Евсевия Кесарийского указывается, что св. Ипполит был одним из знаменитейших учеников св. Иринея Лионского.[16] Жил он в III веке, точных данных о его рождении и происхождении мы не имеем. Из истории Церкви известно, что св. Ириней был первым антипапой, при папе Каллисте. Епископ Зефирин (201-218 г.) был предшественником епископа Каллиста (219-223 г.) Обо епископа, по свидетельству самого Ипполита, упорно защищали ересь Ноэта — монархианина.[17] Именно св. Ипполит стал стойким защитником Православия перед угрозой монархианской ереси. В контексте полемики с Ноэтом и его последователями в своём не малоизвестном творении “Беседа против ереси некоего Ноэта” святой Ипполит Римский излагает свое видение Священного Предания.

В полемике с монархианами — модалистами, св. Ипполит довольно кратко, но предельно четко дает понять, что Церковь — есть истинная хранительница Предания. В Церкви истина хранится через апостольское преемство. Здесь мы видим яркое сходство учения св. Ипполита с учением о Предании Св. Иринея. В первой главе беседы против Ноэта, повествуется, что еретик, называя Сына — воплотившемся Отцом, Который во времени пострадал и умер. Блаженные пресвитеры, когда услышали об этом, призвали его и испытали “перед лицом Церкви”.[18] Сделали они это по заповеди, данной в Послании к Титу (Тит. 3: 9-10). Ноэт сначала не признался в своих мыслях, но позже он собрал вокруг себя единомышленников и пожелал защитить свое учение. Тогда пресвитеры снова обличили его. Однако, Ноэт упорствовал, говоря, что “прославляет Христа”. Пресвитеры ответили выражением краткого Символа веры и извергли Ноэта из Церкви. Так, по мнению богослова Пономарева, св. Ипполитом раскрывается понятие, во-первых об учении Церкви, хранимое не кем-нибудь иным, но именно блаженными пресвитерами и, во-вторых о деятельности пресвитеров во имя этого церковного учения…[19]

Св. Ипполит, будучи учеником и духовным сыном св. Иринея не сомневается в полном согласии учения Церкви(Предания) со Священным Писанием. Это видно на протяжении всей беседы “Против Ноэта”. Для того, чтобы опровергнуть ересь Ноэта, св. Ипполит приводит, в своей беседе два места из Священного Писания. Это, например, место из Евангелия от Иоанна, где говорится: “Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему”(Ин. 20:17). Этот евангельский отрывок, по слову св. Ипполита опровергает мнение Ноэта, будто бы Сын — есть Отец. В IX главе, однако, говорится: “Един есть Бог, Которого мы познаем не иначе, братья, как из Священного Писания. Подобно тому, как желающий из- учить мудрость этого века не иначе может удовлетворить своему желанию, как только путем чтения философских учений, так и все мы в том случае, если желаем утвердиться в страхе Божием, не иначе будем утверждаться, как на основании словес Божиих”.[20] Этот отрывок можно расценить как указание на Священное Писание как единственное руководство в жизни христианской. Но из сопоставлений данного места с другими местами из сочинения св. Ипполита открывается, что св. Отец не отвергал и Предания Церкви. Это следует и из первой главы, где устами пресвитеров св. Ипполит свидетельствует о своей вере в Предание. В XVII же главе того же сочинения св. Ипполит приглашает “веровать согласно Преданию апостолов”[21]. К тому же, в XVII главе говорится, что Писание имеет значение только для тех, кто “веруют и прониклись истиной” (т. е. учением Церкви).[22]

Что касается объема Предания, то из первой главы, из свидетельства блаженных пресвитеров о их вере: “Мы истинно знаем одного Бога, знаем Христа, знаем пострадавшего Сына… и воскресшего в третий день, и седящего одесную Отца, и грядущего судить живых и мертвых.”[23], — можно с большой вероятностью полагать, что это извлечение из древнего символа веры, а следующие слова: “… мы говорим то, чему научились”, — несомненно говорят, по мнению богослова Пономарева П. П, “о передаче истины от одних пресвитеров другим, т. е. об истине древней”.[24] Т. е. истине, которая отдельно от Священного Писания передавалась из уст в уста от апостолов — епископам, пресвитерам и т. д. Опровергая ересь Ноэта, епископ Римский Ипполит указывает только на те члены символа веры, где говорится о достоинстве второй Ипостаси — Слове Божием и далее увещевает братию (христианскую Церковь) веровать “согласно Преданию апостолов”.[25] Других данных, касательно Священного Предания, св. Ипполит не перечисляет.

Таким образом, по мнению двух святых отцов св. Иринея и св. Ипполита, Предание — это то, посредством чего сохраняется в Церкви переданная Господом через апостолов вера и православное учение. Оба святых отца считают, что истина христианская передана Церкви, кото- рая по слову апостола Павла — есть “Тело Христова” (Еф. 1:22), “Столп и утверждение Истины”(1 Тим. 3: 15). Святые отцы также согласны в том, что Священное Писание правильно истолковывается только во Святой Церкви, а еретики, не обращаясь к Преданию могут неправильно пони- мать истины веры (пример — гностики, монархиане). Согласие отцов и по вопросу, что если не проникнуться церковной истиной, то, даже если кто-то имел бы Священное Писание, таковой не может иметь прочного основания веры. Такое положение ясно прослеживается в трудах святых отцов против ересей. И св. Ириней говорит, что Священное Предание может быть полноценным источником истины в Церкви, водимой Святым Духом (“Против ересей” III 4:2). И св. Ипполит указывает, в XVII главе своего сочинения, что Писание имеет значение только для тех, кто “веруют и прониклись истиной”(т. е. учением Церкви) и правильно могут быть истолкованы только в лоне Церкви.

Преимущество труда св. Иринея над трудом св. Ипполита в более полном раскрытии понятия о Священном Предании. Нам думается, что это связано именно с тем, что святые отцы перед собой ставили разные задачи. Св. Ириней обличал все ереси своего времени, которые знал (“Обличение всех ересей”). То, как еретики относились к имеющимся в Церкви вероучительным положениям необходимо было с точностью описать и дать богословский ответ на их заблуждения. В связи с этим у св. Иринея понятие о Священном Предании раскрыто в более полном смысле. Он вводит многие термины, присущие Преданию, уточняет его значение в Церкви, приводит те формы, посредством которых предание сохраняется (например символ веры) Та проблема, которая стояла перед св. Ипполитом была менее масштабна. Поэтому, в его произведении слово Предание употребляется только два раза. Это связано с тем, мы считаем, что еретик Ноэт

не имел целью исказить понятие о церковной истине, как этого желали еретики гностики, присваивая себе достоинство знания тайн Божиих. Ноэт заблуждался и в своем заблуждении хотел увлечь других. Он желал, чтобы его вера стала верой церковной. Возможно, Ноэт считал, что его вера и есть апостольская. Таким образом, св. Ипполит о Предании говорит посредственно, в том объеме, чтобы этого хватило для опровержения одной ереси Ноэта. Св. Ириней же целенаправленно раскрывает сущность самого понятия — христианского гносиса (ведения).


Примечание:

[1] История Церкви Евсевия Кесарийского V, 20: http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/ cerkovist/history.html. Дата посещения: 05.04.17.

[2] Григорий Турский. История франков. Книга I, 29: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_ Turskij/istorija-frankov/1. Дата посещения: 05.04.17.

[3] Св. Ириней Лионский. Сочинения. — СПб.: Гостинный двор, № 45, 1900. — С. 87.

[4] Там же. — С. 225.

[5] Св. Климент Римский. Первое послание к коринфянам. https://azbyka.ru/otechnik/ Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/#note61_return. Дата посещения: 05.04.17.

[6] Св. Ириней Лионский. Сочинения. — С. 223.

[7] Там же. — С. 312.

[8] Там же. — С. 52.

[9] Там же. — С. 220.

[10] Там же. — С. 225.

[11] Там же. — С. 225.

[12] История Церкви Евсевия Кесарийского IV, 26.13-14: http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/ pamfil/cerkovist/history.html. Дата посещения: 05.04.17.

[13] Поснов М. Э. История христианской Церкви.

[14] Св. Ириней Лионский. Сочинения. — С. 220.

[15] Там же. — С. 175.

[16] История Церкви Евсевия Кесарийского VI. 12: http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/ pamfil/cerkovist/history.html. Дата посещения: 05.04.17.

[17] Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. — М.: “Туга”, 1996. — С. 90.

[18] Святой Ипполит, епископ Римский. О Христе и антихристе. — СПб.: Библиополис, 2008. — С. 307.

[19] Пономарев П. П. Священное Предание как источник христианского ведения. — Казань, 1908. — С. 142.

[20] Святой Ипполит, епископ Римский. О Христе и антихристе. — С. 316.

[21] Там же. — С. 323.

[22] Там же. — С. 323.

[23] Там же. — С. 307.

[24] Пономарев П. П. Священное Предание как источник христианского ведения. — С. 143.

[25] Святой Ипполит, епископ Римский. О Христе и антихристе. — С. 323.

Источники и литература

1. История Церкви Евсевия Кесарийского: http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/ pamfil/cerkovist/history.html. Дата посещения: 05.04.17.

2. Григорий Турский. История франков: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_ Turskij/istorija-frankov/1. Дата посещения: 05.04.17.

3. Ириней Лионский, св. Сочинения. — СПб., 1900.

4. Климент Римский, св. Первое послание к коринфянам. https://azbyka.ru/ otechnik/Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/#note61_return. Дата посещения: 05.04.17.

5. Поснов М. Э. История христианской Церкви.

6. Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. — М.: “Туга”, 1996.

7. Ипполит, епископ Римский, св. О Христе и антихристе. — СПб.: Библиополис, 2008. 8. Пономарев П. П. Священное Предание как источник христианского ведения. — Казань, 1908


Опубликовано 24.04.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter