Диакон Алексей Заруцкий. Ангельская святость

Диакон Алексей Заруцкий. Мир ангельский и человеческий

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память архистратига Божия Михаила в окружении ангелов Господних. Кто такие ангелы? Ангел, в переводе с древнегреческого – это вестник, посланец, тот кого Господь посылает с поручением. По словам святителя Григория Паламы ангелы являются «вторыми светочами», отблесками вечного света божественного. Но что это значит? Это значит, что некий божественный свет льется через них, искрится и сияет подобно тому, говорит митрополит Антоний Сурожский, как свет падает на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой. И это образ подлинной святости, потому что мы узнаем о них, как о сиянии Божественного света, как о сиянии, приносящем жизнь. И сущность их бытия, святости, остается для нас тайной между Богом и ними.

Однако, личная святость ангелов явлена нам отдельным именем, которым каждый из них назван. Имя Михаил – слово еврейского происхождения, и означает оно «Никто как бог». И это слово выражает великого архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой самостоятельности, и когда встал великий архангел Михаил и произнес одно слово, которое определило все – «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим архангелом своего Бога. И здесь нам приоткрывается путь к тайне Господней через слово, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собой зло; архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов. Точно также он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря. И это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке также никто не входит во Святая святых, в алтарь. Есть и другие архангелы, и ангелы. Например, архангел Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Или архангел Рафаил, о котором мы читаем в книге Товита, чье имя означает«Исцеление Божие». И о других архангелах и ангелах говорит нам Священное Писание и вера Церкви.

Но как человек соприкасается с миром ангельским? В Священном Писании мы находим место, где один человек назван вестником и ангелом веры церковной, это Иоанн Креститель. О нем сказано, что «он – глас вопиющего в пустыне…», то есть он как ангел, он лишь звук Господня голоса, потому что через него говорит Сам Бог, а о себе самом он со смирением говорит, что необходимо умаляться. И вот наш путь, дорогие братия и сестры, подобен крестителю Господа Иоанну. Через умаление самих себя, мы постепенно теряем то, что кажется нам таким драгоценным. Наш путь – от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность…

Молитвами святых ангелов и архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь!

Проповедь студента I курса магистратуры библейско-богословского отделения диакона Алексея Заруцкого, произнесенная за Божественной литургией в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 21 ноября 2017 года. 


Опубликовано 23.11.2017 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter