«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7). Так Господь призывает своих верных чад к милосердию и состраданию к ближним, а значит и к познанию своего Творца. По словам преподобного Серафима Саровского, смысл и цель жизни христианина состоит в обожении, в соединении с Богом: «Стяжите Духа Святаго — и вся ваша жизнь обновится и будет святою». Но без милосердия к ближнему нельзя достигнуть жизни вечной со Христом. Бог есть Любовь, а человек создан по образу и подобию Божию, что и воплощается в жизни именно через доброе отношение к людям, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин 4,20-21). И не важно, знаком он нам или нет, родственник наш или совершенно чужой человек. Христианская любовь к ближнему — это особый дар Божий. Она не чувственна, не лицеприятна, потому что не от мира сего. Она не ищет выгоды и корысти — она жертвенна, сострадательна, действенна. «В полноте и силе учение о любви раскрывается только в Новом Завете. Господь Иисус Христос теперь уже особо выделяет ветхозаветные заповеди о любви к Богу и ближнему как важнейшие в законе, называя их «бóльшими» всех остальных заповедей (Мк 12, 28-31)». (прот. Дмитрий Юревич «Учение о любви в Священном Писании и современной психологии»).
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто» (1 Кор. 13, 1-2), — так говорит нам святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам.
Как же мы должны являть эту любовь?
Вспомним один из самых известных эпизодов Евангелия от Луки. На вопрос одного из законников: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк 10:25), Господь спросил: «В законе что написано?». Законник назвал заповеди о любви к Богу и ближнему. Господь сказал, что он говорит верно.
Тогда законник спросил Его: «Кто же мой ближний?» На это Господь Иисус Христос ответил притчей о милосердном самарянине (Лк 10:25-37). В ней говорится о том, как лежащему на дороге избитому и ограбленному человеку оказал помощь не проходящий мимо священник, который, видимо, побоялся нарушить обрядовую чистоту, не левит, а самарянин, человек, принадлежащий к народу, презираемому иудеями. Этот человек, никогда в жизни не читавший Священное Писание и будучи сам не любимым и презираемым иудейским народом, считавшим себя избранным, своим поступком выразил всю полноту любви.
Поэтому Господь и сказал вопрошающему Его в конце рассказа: «Иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37). Так, на вопрос: «Кто мой ближний?» Господь премудро отвечает, показывая, как самому сделаться ближним для окружающих людей, т.е. как являть ту любовь, к которой мы призваны, и тем самым, исполнить самую главную заповедь и наследовать жизнь вечную.
Вся жизнь христианина должна быть построена на этой любви — к Богу и ближнему. Любовь должна быть основным принципом в жизни христианина.
Каждый день, в утренних и вечерних молитвах, мы часто повторяем слова: «Господи, помилуй». И при этом вспомним слова апостола Иакова: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак 2:19). Поэтому, если мы постоянно взываем к Господу о Его милосердии к нам, то и сами мы должны являть это милосердие ближним. Господь настолько любит нас, что считает нашу милостыню другим людям нашей жертвой Ему Самому. А всё остальное, пост, молитва, обеты,- необходимы только для нас, для спасения нашей души — Бог не нуждается в наших молитвах. Но мы никогда не должны забывать, что Господь назвал всех страдающих, лишённых земных благ Своими меньшими братьями и что люди достойны Царствия Божия, потому что «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:35-36). То же самое, только с частицей «не», Христос говорит людям, которые никогда уже не окажутся рядом с Ним…
Наши Духовные школы – уникальное поле всестороннего развития человеческого естества. Здесь раскрываются и преумножаются различные таланты богатой человеческой природы, вырастают светила богословия, делатели жатвы Христовой. И, самое главное, воспитываются православные христиане, милосердные и чуткие, добрые и отзывчивые, которые готовы придти на помощь ближнему и просто подарить радость нуждающимся. По словам владыки Амвросия, ректора СПбПДА из интервью телеканалу «Союз», если молодые люди будут видеть наших инвалидов, будут видеть больных детей, будут пытаться помочь им, сдавать для них кровь, или просто навещать их, чтобы как-то развеселить, занять их досуг, то и сердца будут становиться мягче. Что и стараются делать по благословению владыки Амвросия и при поддержке проректора по культурно-просветительской работе Гундяевой Елены Михайловны наши студенты по мере своих сил и возможностей. Однако, как отметил Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, далеко не все понимают, что такое социальное служение, и для чего оно необходимо, в том числе, согласно результатам проведенного недавно опроса, это касается и многих священнослужителей.
«И так, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:36). Помощь другим должна быть естественным порывом христианского сердца, и любой неравнодушный к чужим проблемам человек рано или поздно приходит к этому выводу. Социальное служение всегда будет востребовано в этом наполненном страданиями мире. Конечно, не возможно помочь всем, однако подарить поддержку и тепло своего сердца хотя бы окружающим нас и тем страждущим, кого посылает нам Господь, по силам каждому из нас. Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца, с любовью о Христе Иисусе, ежесекундно помятуя о том, что и Господь принес Себя в жертву за грехи мира: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).