Закончилась пора каникул и отпусков, все возвращается на круги своя, и сегодня мы возобновили академическую традицию — собрались на вечернее богослужение, посвященное чествованию чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Знамение» Царскосельская, чтобы посреди рабочей недели уделить время богослужению и молитве.
Сам иконописный образ «Знамение» появился одним из первых — в конце IV века, — и стал символом христианской молитвы. В последующие века подобное изображение Богородицы стало неотъемлемой частью внутреннего убранства храма, а с XV века прочно заняло центральное место в одном из ярусов русского иконостаса.
История иконы «Царскосельская» теряется в глубине веков. Впервые на историческом горизонте она появляется в далеком XVII веке, когда Константинопольский Патриарх Афанасий подарил этот образ царю Алексею Михайловичу. Позже Петр I торжественно перенес икону в новую столицу империи, а его дочь, Елизавета Петровна, — в Царское Село, где она и пребывала вплоть до оккупации города фашистами. В 1944 г. в ходе отступления икона была вывезена в западном направлении, но в Риге была найдена в одном из обозов и возвратилась в Петербург, и с 1948 г. по благословению митрополита Григория (Чукова) находится в храме нашей Академии.
Биография этой иконы запечатлена в ней самой: со временем был изготовлен оклад, по бокам написаны лики святых, а, согласно дореволюционным источникам, она была украшена ризой, вышитой золотом и драгоценными камнями. Каждый верующий стремился пожертвовать иконе некий дар, приносим мы его и сегодня — ценнейший дар нашей совместной молитвы. И как часто во время этих вечерних богослужений, даже в самые пасмурные и дождливые дни, в западных окнах нашего храма появляются лучи закатного солнца, играя бликами на витражах и освещая молящихся.
Едва ли не чаще люди веры сталкиваются с требованиями своих оппонентов предоставить убедительные доказательства присутствия Бога в этом мире, противопоставить мировой бессмыслице и пессимизму некие знаменательные события божественного характера. Подчас мы даже предпринимаем попытки разрешить их недоумения, забывая слова Спасителя: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф 12:39). Трехдневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа — вот то единственное знамение, которое бесконечно умаляет все те многочисленные исцеления, изгнания злых духов, насыщения тысяч людей, управления стихией и прочие чудесные события, столь эффектные и зрелищные для современников Спасителя, и столь вожделенные для многих сегодня.
Пасхальная Тайна не из их числа — она настолько существенна, что как бы затмевает другие значимые события Нового Завета. И как будто совсем незаметной становится Та Женщина, Которая незримо присутствует буквально на каждой странице Евангелия; и не слышным становится голос пророка: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7:14). Совсем недавно мы праздновали Ее честное Успение, которое является последним праздником богослужебного года, венцом истории нашего спасения. Уже скоро начнется новый год, движение к новой Голгофе, к еще одной Пасхе. И начнется он с Рождения Той, «величайшее чудо Богоматеринства, чистоту и святость Которой, а также чудотворную силу Ее ходатайства и заступления за просящих Ее помощи, поистине весь род христианский «недоумеет васхвалити по достоянию»». Аминь.
Проповедь студента II курса магистатуры богословского отделения диакона Григория Борисова, произнесенная в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Богослова во время акафиста перед иконой Божией Матери, именуемая «Казанская» 6 сентября 2017 года.