Сегодня мы услышим хорошо знакомую нам притчу о пшенице и плевелах, в которой говорится о том, как человек засеял поле, но вместе с пшеницей взошли сорняки. Слуги предлагают господину прополоть поле, но тот отказывается и говорит: «оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (Мф 13:30), во время которой и прозвучит повеление отделить пшеницу от плевел.
Это единственная притча, которую по просьбе Своих учеников объясняет Сам Спаситель: «Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол» (Мф 13:37-39). Таким образом Иисус Христос иносказательно доносит до нас фундаментальные законы мироздания, исполняя еще одно ветхозаветное пророчество: «Отверзу в притчах уста Мои, изреку сокровенное от создания мира» (Пс 77:2). Но сегодня прозвучит не только «сокровенное от создания», но и сокрытое до конца времен, ведь «жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы», которые соберут из Царства Небесного «все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную» (Мф 13:39-41).
Соблазны, беззакония, преступления, прегрешения — все эти проявления зла противоречат самой идее Бога. Ведь и правда, если существует Всеблагой, Всемогущий и Всеведущий Бог, то как Он допускает наличие зла в сотворенном и подвластном Ему мире? Над разрешением данного противоречия бились величайшие умы и лучшие представители человечества — от Сократа до Иммануила Канта, от Августина до Ивана Ильина. Но несмотря на все усилия, приходится констатировать тот простой факт, что ответа, удовлетворяющего нашему внутреннему чувству и соответствующего идее справедливости, до сих пор не найдено. Своеобразную черту под этим вечным, «проклятым» вопросом подводит современный католический богослов Ганс Кюнг: «Мне кажется, что в этой крайней точке, в этом сложнейшем вопросе самым правильным было бы богословие молчания».
И в самом деле, не будет преувеличением сказать, что наличная данность добра и зла как во внешнем, так и во внутреннем мире является тайной. Не загадкой, а именно тайной — непосильной для интеллекта и неразрешимой в рамках схоластики. Но Господь наш Иисус Христос открывает нам «сокровенное» для нашего разума. Давайте попробуем, не претендуя на полноту разрешения вопроса теодицеи, обозначить некие ремарки на полях этой новозаветной притчи.
Если проследить сельскохозяйственную аналогию, то становится понятно, что избавиться от плевел на раннем этапе не представляется возможным — в качестве всходов их невозможно отличить от побегов пшеницы. В связи с этим приходит на ум аналогия из одного раннехристианского произведения — «Пастыря» Ерма. Автор видит много одинаковых деревьев с опавшими листьями, а Пастырь говорит ему о том, «что в этом веке не видны ни праведные, ни нечестивые люди: одни походят на других. Ибо настоящий век есть зима для праведных, которые, живя с грешниками, по виду не различаются от них». В самом деле, если и мы с вами сейчас посмотрим за окно, то среди пропитанных петербургской изморосью деревьев будет довольно сложно определить те, что расцветут весной…
Но вот всходы подрастают, начинают колоситься, и появляется возможность отличить ядовитый сорняк от культурного растения. Но различие это оказывается бесполезным — плевелы уже невозможно вырвать, поскольку их корни переплетены с корнями пшеницы. Какая пронзительная, глубокая аналогия: добро и зло тесно соприкасаются, буквально «переплетены». Как в рамках биографии каждого из нас, так и в границах истории. Не только человеческой, но и ангельской — ведь двойственность добра и зла свойственна и тварному невидимому миру. Разница лишь в том, что его представители окончательно укоренились в своем выборе: одни питают ненависть к Богу и Его творению, другие Его славословят и пребывают во взаимной любви. Теперь выбор за нами. Еще есть время до «жатвы», когда «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф 13:43).
Проповедь студента I курса магистратуры диакона Григория Борисова, произнесенная за всенощным бдением в храме Двенадцати апостолов 20.11.2016, в день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.