Доцент СПбПДА Б.А. Тихомиров. Проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы

prop_tihomirov

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня св. Церковь празднует один из своих великих праздников. Их 12 — тех, которые особо выделяются в литургическом цикле церковного календаря. Особо, потому что события, которые в них запечатлены, стали решающими в деле нашего спасения. Каждое из них уникально и составляет неразрывное звено в единой последовательности Божественных деяний, соединивших нас с Богом в Его воплощении, Крестной жертве и Воскресении.

4 из 12 праздников — богородичные. И это означает немыслимость нашего спасения без участия в нем Пресвятой Девы Марии. Действительно, с тайной рождения Спасителя мира неразделимо сочетается тайна самой возможности для человеческой природы воспринять природу Божественную. Как такое могло произойти? Одну из граней этой глубочайшей тайны Богочеловеческой мистерии и приоткрывает сегодня праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Церковное Предание сообщает, что благочестивые родители Девы Марии, Иоаким и Анна, во исполнение обета посвятить свое чадо Богу, приводят трехлетнюю отроковицу в Иерусалимский храм. Здесь первосвященник, приветствовав дитя, ввел Деву Марию в Святое Святых храма. Так кратко можно передать сюжет, послуживший основанием празднику Введения. Какую истину возвещает он нам?

Святое Святых Иерусалимского храма было уникальным местом присутствия Божьего в мире, местом пребывание Его Славы, средоточием Его Святости на Земле. Всегда закрытое и строжайше оберегаемое от осквернения какой бы то ни было мирской обыденностью. Лишь единожды в году с соблюдением особых предписаний, исполнением специальных ритуалов за завесу Святого Святых допускался первосвященник. И вот… в нарушение всех норм и требований ветхозаветного закона в эту сакральную область Божественного местопребывания входит трехлетнее существо женского пола… Ситуация абсолютно немыслимая для ветхозаветного религиозного сознания. Но сама невероятность этой истории, ее невообразимость и для ангелов, заявляет о ее сокровенном смысле.

Вхождение Девы Марии в Святое Святых знаменует собой окончание действия ветхозаветного закона. Завершается ветхозаветный период Священной истории, он пройден. Неколебимая вера патриархов, самоотверженная жертвенность пророков, неугасимая надежда праведников — все усилия тех, кто созидал Священную историю Ветхого Завета, достигли своей цели. Господь вершит нечто принципиально новое. Иерусалимский храм, главная святыня Ветхого Завета, исполнил свое предназначение. Его святость наследует трехлетняя отроковица. Она становится «священным сокровищем Славы Божией», «селением небесным», «одушевленным Божиим кивотом»… Так предъображается тайна грядущего Боговоплощения, когда Божественное соединится с человеческим, полнота Божества снизойдет в мир. Но Введение не только предъображение, знамение грядущего, но сама возможность воплощения Бога Слова, преображение человеческого естества, обретение им способности воспринять Божественную природу, Деве Марии стать Богородицей. Вершится таинство Нового Завета: уже не Святое Святых храма, но Дева; не камни храма, но Человек; не закон, но Благодать…

В беседе с самарянкой Господь, прекращая многовековой спор иудеев и самарян об истинном месте пребывания Славы Божией, произносит знаменательные слова: «наступает время, когда ни на горе сей, ни в Иерусалиме будете поклоняться Отцу <…> настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин 4: 21-23). С воплощением Сына Божьего само человеческое естество становиться храмом Божиим. Об этом слова св. ап. Павла к его пастве: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор 3:16). И в другом месте: «вы храм Бога живаго» (2 Кор 6:16). В этом наше наследие Боговоплощения и высота христианского призвания. Здесь наше «дерзновение, — как говорит Апостол, — входить в святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он открыл через завесу, то есть плоть Свою» (Евр 10:19-20).

Первой от человеческого рода этот путь прошла Дева Мария. Без нее наше богосыновство было бы неосуществимо. За это мы в неоплатном долгу перед Пресвятой Девой Марией, Богородицей. В этом неувядаемость наших надежд и действенность упований на нее…

Аминь.

Проповедь преподавателя Санкт-Петербургских духовных школ доцента Б.А. Тихомирова на Божественой литургии в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 2011 г.


Опубликовано 04.12.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter