Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе дорогие братья и сестры!
В конце января 1918 года участникам Поместного собора Православной Российской Церкви в Москве приносят тревожные вести: в Киеве убит митрополит Владимир (Богоявленский). Только начинающаяся чреда гонений активно обсуждается на соборе. А один из почетных его председателей – митрополит Новгородский Антоний, посвящая свою речь почившему собрату, говорит: «Наступивший период гонения на Церковь Божию уже ознаменовался мученическими кончинами священнослужителей, а теперь – и такой же кончиной архипастыря. Но история показывает, что сила гонений всегда слабее духа исповедничества и мученичества. И такие жертвы никого не устрашат, а напротив – ободрят верующих идти до конца путем служения долгу даже до смерти».
Сильные слова сказал тогда на соборе владыка Антоний. Знал ли он, что они станут девизом жизни многих верных чад Церкви, а, слушающие его архиереи и священники, через несколько лет примут на себя крест мученичества и исповедничества?
Просматривая страницы тяжелой истории нашего государства и Церкви в то время, любой человек задаст очень краткий, но, в то же время глубокий вопрос, на который никому не получится коротко и поверхностно ответить: «Как это произошло?». Почему в самой крупной Церкви православного мира начинают убивать верующих людей, отделяют Церковь от государства, а иерархи и священники в один миг превращаются в уголовных преступников и бандитов?
На этот вопрос нам может ответить евангельская притча Спасителя о блудном сыне. Он обратился к своему отцу с просьбой отдать часть имения, которое принадлежит ему и отправился в дальнюю страну, тем самым показав, что отец для него ничего не значит, отказывается от своего родителя. Так же поступают многие наши соотечественники с Богом и с Его Церковью столетие назад.Вся идеология нового государства будет построена на отказе, разрушении, уничтожении связи с Богом. «Когда ты удалился от Церкви, охотно погрузился в мир греха: жаль тебя, — ты в стране чужой и далекой» — говорит святитель Филарет Московский, обращаясь из прошлого к своим соотечественникам, которые более семидесяти лет блуждали по безбожной пустыне чужой страны.
Как бы страшно это не звучало, но тех, кто мог бы остановить это безумие и вразумить людей, призвать их одуматься и принести покаяние, начали физически истреблять. В застенках НКВД, в тюрьмах и лагерях они проводили последние дни своей жизни. И именно здесь, находясь в камере среди настоящих уголовников и бандитов, заключенный начинал осмыслять свою жизнь. Как парадоксально она отличается от жизни мучеников первых веков христианства! Невозможно увидеть ничего общего, кроме одного: конца этой земной жизни. Измученный вечными допросами советских комиссаров знал, что скоро его поведут на расстрел. И вдруг все становится ясным. Он жил, чтобы умереть именно такой смертью. И священник не спасает свою жизнь, а погибает. Но пройдет время, и в его поступке увидят подвиг и самопожертвование ради всей Церкви.
В истории нашей с вами Академии есть собор святых, канонизированных и прославленных Церковью в разное время. И большая часть из них – это новомученики. Еще в начале XXвека они молились в этом храме, слушали лекции, жили здесь. Но мог ли тогда еще студент семинарии или академии, молясь за богослужением, хоть на секунду подумать, что через сто лет уже к нему будет взывать вся Русская Церковь с молитвенным обращением: «Мужайся, Церковь Христова, и державствуй над всуе борющими!».
Не прерывается связь времен. Поколения сменяются поколениями. Перед нами – пример претерпевших гонения и мученическую смерть в лютые годы богоборческой власти. Они тоже были студентами Духовных учебных заведений, создавали семьи, принимали монашество, служили на приходах и управляли епархиями. Теперь они граждане Небесного Царства. Теперь они святые. И нам, следуя их примеру, стоит быть готовыми в любое время пострадать за Христа и за Его Церковь. Может быть мы не окажемся в ссылке, может нас не будут расстреливать. Но на нас будут клеветать, будут выставлять лжецами, будут всячески подвигать встать на иной путь, но не Христов. Не будем бояться этих испытаний – наши предшественники их преодолели, – но пусть в наших сердцах запечатлеются слова апостола Петра: «Берегитесь, чтобы вам не пострадать как злодеям, а если кто из вас пострадает, как христианин, то благодарите за это Бога» (1 Пет 4; 15-16).
Аминь!
Проповедь студента I курса Церковно-Практического отделения иеродиакона Иоанна (Галумова) 4 февраля 2018 года за Божественной литургией.