Иеромонах Антоний (Севрюк). Православный приход в сердце католического мира

Интервью с настоятелем храма святой великомученицы Екатерины в Риме, секретарем Администрации приходов Московского Патриархата в Италии иеромонахом Антонием (Севрюком), выпускником Санкт-Петербургской Православной духовной академии 2010 года.

— Отец Антоний, на протяжении четырех лет Вы несли очень ответственное служение, являясь секретарем Святейшего Патриарха. В марте этого года решением Священного Синода Вы были направлены в качестве второго священника на служение в один из храмов Рима. С какими чувствами, с каким настроением Вы покидали Россию?

— Действительно, на протяжении четырех минувших лет я нес послушание при Святейшем Патриархе Кирилле, в том числе еще в его бытность Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Два года я был его референтом, а с момента его избрания на Московский Патриарший Престол — личным секретарем и руководителем Секретариата Святейшего Патриарха.

К решению Его Святейшества и Священного Синода о направлении меня в Италию, которое было для меня неожиданным, я отнесся с послушанием. Хотя, должен сказать, оно было для меня одновременно и радостным, и грустным. Радостным, потому что я некоторым образом был связан с Римом. В первый раз я посетил Вечный город в 2007 году, сопровождая митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в ходе его визита в Италию. Одним из пунктов программы владыки Кирилла было посещение Рима, где Его Высокопреосвященство совершил освящение нижнего храма во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены современного храмового комплекса в честь святой великомученицы Екатерины. После я довольно часто бывал в Риме. Всякий раз, когда появлялись несколько свободных дней, я приезжал в Рим в качестве паломника. Я очень любил молиться у святынь, которыми так богат Вечный город. Когда я узнал, что Святейший Патриарх принял решение направить меня сюда, на служение в столицу Италии, то был этому очень рад, потому что знал, что еду в город, который мне достаточно хорошо знаком, в котором у меня есть хорошие друзья. Я знал, что буду в этом городе не один. Но с другой стороны, мне было грустно уезжать из Москвы, потому что на протяжении четырех лет я трудился рядом со Святейшим Патриархом. Конечно, та жизнь, которая у меня была в Москве, была привычной, знакомой. Было много людей, с которыми я тесно общался. Послушание, которое я нес при Святейшем Патриархе, было очень интересным.

— Отец Антоний, расскажите, пожалуйста, о тех двух месяцах, которые Вы провели в храме святителя Николая, о Ваших отношениях с настоятелем епископом Павлом (Фокиным). С какими положительными моментами и трудностями Вы столкнулись в первые дни своего пребывания в Вечном городе?

— Я приехал в Рим 8-го апреля, в пятницу накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Пение акафиста Божией Матери было первым богослужением, которое я должен был совершать вместе с настоятелем. Понимая, что по приезде в Рим отец архимандрит Павел представит меня верующим, я, уже когда летел в самолете, думал о том, что сказать в этот день приходу. Обращаясь к молящимся с амвона Никольского храма, я тогда говорил о том, что в идеале каждый приход должен быть одной большой семьей, где каждый сострадает и сорадуется вместе с другими членами этой семьи. Здесь, за границей, понимаешь это особенно сильно, потому что наших приходов за рубежом не так много. В Вечном городе их всего два.

Иеромонах Антоний (Севрюк). Православный приход в сердце католического мира

Конечно, наши соотечественники, которые составляют паству Русской Православной Церкви в Италии, объединяются вокруг храма. Для них это не только место молитвы, куда они приходят участвовать в богослужениях, причащаться Святых Христовых Таин, но также место общения. Не случайно, всякий раз и в храме свт. Николая, и в храме св. вмц. Екатерины после воскресных богослужений мы устраиваем совместные трапезы, за которыми присутствует весь приход. Это дает возможность пообщаться, обсудить те события, которые произошли в жизни прихожан за минувшую неделю. Дает возможность почувствовать себя одной большой семьей. Именно такую семью я и увидел в храме свт. Николая. Отношения, которыми объединены прихожане, имеют продолжение и после воскресных богослужений: люди дружат, встречаются, общаются, созваниваются. Конечно, отцом этой общины был настоятель архимандрит Павел (Фокин), ныне епископ Ханты-Мансийский и Сургутский. Я благодарен Богу за то, что в первые, самые трудные, дни я находился рядом с этим человеком, который сразу окружил меня заботой и сделал все, чтобы эти дни прошли для меня максимально комфортно и безболезненно. Особенно мне было приятно то, что отец Павел является выпускником нашей родной Санкт-Петербургской духовной академии, и первое время мы очень долго обсуждали с ним родную школу, вспоминали преподавателей, у которых и он, и я имели возможность учиться. Я искренне рад тому, что отец Павел был избран на архиерейское служение. Немного грустно, что мало времени мы провели на одном приходе, я мог бы еще многому у него поучиться. Мы здесь, в Риме, молимся, чтобы его служение в далекой Сибири было благословенным и успешным.

Иеромонах Антоний (Севрюк). Православный приход в сердце католического мира

— Отец Антоний, Вы сказали, что много беседовали с тогда еще отцом Павлом о родной Санкт-Петербургской духовной академии. Каких преподавателей Вы вспоминали?

— Особенно много отец Павел говорил о протоиерее Николае Гундяеве, под руководством которого на протяжении более чем десяти лет он нес приходское послушание в Преображенском соборе тогдашнего Ленинграда. Человек удивительных дарований, блестящий проповедник, преподаватель патрологии, лекции которого были очень интересными и запоминающимися. К сожалению, я не сподобился учиться у отца Николая, хотя застал его в составе профессорско-преподавательской корпорации Санкт-Петербургских духовных школ, но тогда я был совсем юным семинаристом, а отец Николай преподавал уже в академии. В какой-то момент он покинул корпорацию, продолжив служение только в Преображенском соборе.

Мы часто вспоминали архимандрита Софрония (Смука), который остался в памяти, наверное, всех студентов, учившихся в наших Духовных школах, потому что искренне старался привить нам любовь к богослужению. Все мы помним, с какой ревностью он отдавался и отдается этому делу, которое так дорого для него. Взирая на эту ревность, вспоминая его назидания и уроки, я как священник стараюсь служить так, как учил нас он.

На самом деле, таких преподавателей, которых можно вспомнить добрым словом, очень много. Кто-то из них, к сожалению, уже ушел из жизни: совсем недавно мы прощались с Игорем Цезаревичем Мироновичем, которого все мы очень хорошо помним. Это человек встретил нас, когда мы, совсем еще юные первокурсники, только-только переступили порог духовной школы. Игорь Цезаревич преподавал библейскую историю. Наверное, он был самым правильным человеком на этом месте для нас, еще совсем юных людей.

Радостно, что годы, проведенные в Санкт-Петербургских духовных школах, оставляют самые лучшие воспоминания и чувство глубокой благодарности тем преподавателям, которые сделали очень много для того, чтобы вложить в нас свои знания, умения и помочь нам стать пастырями Церкви Христовой.

— Отец Антоний, после двух месяцев служения в Италии 30 мая 2011 года Вы были назначены настоятелем храма св. Екатерины в Риме. А спустя еще некоторое время последовало новое назначение – на пост секретаря Администрации православных приходов в Италии. Как много приходов на территории Италии? Как Вы оцениваете в целом положение Православия на территории католической епархии?

— Администрация приходов Московского Патриархата в Италии в настоящий момент объединяет около пятидесяти приходов, включая евхаристические общины. Эти приходы окормляют наших соотечественников — в основном, выходцев из России, Украины, Беларуси и Молдовы, которые по разным причинам во множестве сейчас приезжают в Италию. Поскольку иммиграция продолжается, наблюдается рост количества приходов, равно как и их укрупнение. В числе самых крупных я бы назвал приходы в Неаполе и в Венеции. Это два самых активных прихода, которые очень заметно присутствуют в православной жизни Италии. Особняком стоит город Бари, в котором находится ставропигиальный приход, пребывающий в непосредственном ведении Святейшего Патриарха. Огромное количество паломников из России и стран, где Русская Православная Церковь несет свое служение, прибывают сюда и возносят молитвы одному из самых почитаемых наших святых — святителю и чудотворцу Николаю.

В основном наши приходы располагаются сегодня в тех храмовых помещениях, которые нам предоставляет Римо-Католическая Церковь. Нужно сказать, что в этом вопросе мы находим поддержку и понимание со стороны ее священноначалия. Кроме того, наши священники имеют возможность совершать богослужения (литургию и молебны) в католических храмах, в которых находятся особо значимые для православных святыни. В качестве примера могу привести то обстоятельство, что 24 мая этого года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, была совершена Божественная литургия в одной из четырех базилик Вечного города, настоятелем которых является Папа Римский — Санта-Мария-Маджоре. Именно в этом храме много веков тому назад святые равноапостольные Кирилл и Мефодий впервые в истории совершили Божественную литургию на славянском языке, ознаменовав тем самым начало просвещения наших народов светом Христовой Истины. Богослужение совершал собор архипастырей во главе с руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископом Егорьевским Марком. После окончания Божественной литургии, которая сама по себе стала историческим событием, ее участники молились в базилике святого Климента, где почивают мощи святого равноапостольного Кирилла, день памяти которого — также день тезоименитства Святейшего Патриарха. Поэтому мы молились о нашем Святейшем Владыке и просили, чтобы его небесный покровитель ходатайствовал о нем перед престолом Божиим. Мы также имеем возможность совершать богослужения у мощей святого апостола Петра в Ватикане. Мощи святителя и чудотворца Николая тоже почивают в католическом соборе. Каждую неделю мы служим Божественную литургию на мощах святителя, что, конечно, свидетельствует о положительном отношении Римо-Католической Церкви к присутствию православных.

— На каких условиях Римо-Католическая Церковь дает возможность православным совершать богослужения в католических приходах?

— Практически во всех наших приходах, за небольшим исключением, богослужение совершается именно в католических храмах, которые передаются в пользование православным общинам. Как правило, никаких дополнительных условий не выдвигается. Единственное, оговаривается срок для оформления юридических формальностей, потому что пользование храмом неизбежно влечет за собой расходы – плату за электроэнергию, коммунальные услуги. Тем не менее мы часто видим в среде католических епископов, к которым мы обращаемся с просьбой предоставлять нам храмы для совершения богослужений, именно желание помочь Православной Церкви.

— Являясь секретарем Администрации православных приходов в Италии, Вы наверняка столкнулись и с положительными, и с отрицательными явлениями в положении Православной Церкви и в деле управления приходами. Есть ли заметные положительные моменты, по которым можно сказать, что Православная Церковь имеет перспективу в Италии?

— Самый положительный момент я вижу в том, что прибывающие в Италию соотечественники все больше и больше приходят в храм. Для нас это чрезвычайно важно. Я могу сказать на примере храма святой Екатерины, в котором я несу свое служение: каждый день появляются новые лица. Многие из тех людей, которые впервые переступают пороги наших храмов, уже прожили какое-то время в Италии. По разным причинам – у каждого они свои – они приходят в храм и часто в храме остаются, остаются в числе наших прихожан. Нас не может не радовать эта динамика, как не может не радовать динамика роста наших общин. Будучи секретарем Администрации приходов я часто посещаю различные наши храмы, и особенно приятно бывать в тех местах, где организуется община, и наши соотечественники обращаются с просьбой образовать новый приход и назначить священника для его окормления. Я должен сказать, что Русская Православная Церковь не занимается в Италии миссией, и наша главная задача состоит в том, чтобы проявлять пастырскую заботу и попечение о той пастве Русской Православной Церкви, которая по тем или иным причинам покинула свои страны и пребывает на италийской земле.

— На территории Италии есть представители других Поместных Церквей. Как складываются отношения между православными разных юрисдикций?

— В Италии представлены многие Поместные Православные Церкви. Есть епархия Константинопольского Патриархата с центром в Венеции, также представлены общины Экзархата приходов русской традиции в составе Константинопольского Патриархата. Особенно многочисленна в Италии епархия Румынской Православной Церкви, представлена Болгарская Православная Церковь. С представителями братских Поместных Церквей мы поддерживаем самое тесное общение – проводим совместные мероприятия, присутствуем на престольных праздниках друг у друга. Здесь, в храме святой великомученицы Екатерины, частыми гостями являются собратья-священники из других Поместных Православных Церквей, которые несут свое служение в Италии. Совсем недавно в нашем храме собиралась сербская община Италии, и сербский священник, который служит в городе Триесте, приехал к нам и совершал в нашем храме панихиду в день Видовдана, особый трагический день в жизни сербского народа. После совершения панихиды мы имели общение с представителями сербской общины в приходской трапезной. Таких мероприятий у нас очень много, мы стараемся с их помощью являть наше единство, к которому призваны все Православные Церкви.

— В Риме существует огромное количество учебных заведений, в том числе религиозных, папских институтов, в которых учатся представители Русской Православной Церкви. Учитывая то, что в Риме всего два православных храма – святой великомученицы Екатерины и святителя Николая, как складываются отношения между студентами, которые обучаются в папских и других учебных заведениях, и представителями общин?

— Безусловно, эти отношения самые тесные и самые непосредственные. Большинство тех студентов, которые сегодня обучаются в Риме в папских университетах, это в первую очередь студенты и выпускники духовных семинарий и академий, которые направляются на стажировку для написания лицензиата или доктората в католические вузы. И конечно, большинство этих студентов, я бы сказал, практически все, активно участвуют в жизни двух наших римских приходов. И в то время, когда я служил в храме святителя Николая, я постоянно видел студентов, которые пели на клиросе, несли алтарническое послушание. В храме святой великомученицы Екатерины существует прекрасный хор из пятнадцати человек, абсолютное большинство этого хора составляют православные студенты католических вузов города Рима, прибывшие сюда на обучение из России, Украины, Беларуси и других государств. Это участие студентов в жизни наших приходов является чрезвычайно важным, в первую очередь для самих студентов, потому что дает им возможность вдалеке от Родины чувствовать единство со своей Церковью. Я часто бываю в тех колледжах, в которых они здесь проживают, например, в Руссикуме. Мы встречаемся, обсуждаем какие-то темы, которые волнуют студентов, иногда я обращаюсь к ним за помощью, и они активно эту помощь оказывают. Некоторые студенты трудятся в нашем приходе в качестве гидов, сопровождают паломников, которые в большом количестве приезжают в Вечный город знакомиться с христианскими святынями и, конечно, студенты, получившие богословское образование сначала на Родине, затем обучаясь здесь в католических университетах, являются самыми лучшими специалистами и могут дать прекрасный богословский комментарий по многим и многим вопросам.

— Отец Антоний, что вы можете сказать об особенностях вашего прихода, который находится не просто на территории Католической Церкви, а в самом центре ее, в Риме?

— Наш приход занимает совершенно особое место в жизни Рима. Храм построен в типичной для России, но не типичной для Рима архитектуре, и поэтому он не может не быть жемчужиной Вечного города. Одной из особенностей нашего храма является то, что он находится в непосредственной близости от Ватикана и собора святого Петра. Огромное количество паломников посещает наш храм. Часто паломники даже не знают, что наша церковь здесь находится, и узнают о ней лишь когда поднимаются на колоннаду собора святого Петра и к своему удивлению обнаруживают стоящий неподалеку на холме русский православный храм, куда они сразу же направляют свои стопы.

Храм достаточно новый, он был построен несколько лет тому назад. Соответственно община этого храма тоже молодая, динамичная, активно развивающаяся. В целом наш приход живет обычной приходской жизнью. В нашем храме почти ежедневно, за небольшим исключением, совершаются богослужения. Есть воскресная школа, в которой трудятся квалифицированные преподаватели. Это очень важно, потому что большая часть детей, которые посещают эту школу, это дети, родившиеся в смешанных браках. Для того чтобы они помнили и русский язык, и русскую культуру, чувствовали свою сопричастность к православной традиции, эта школа очень нужна, и мы придаем ей особое значение. Еще одной особенностью нашего храма является то, что он был построен на территории резиденции российского посла. Мы поддерживаем самые тесные отношения с Посольством Российской Федерации в Итальянской Республике.

— Какие конкретные шаги в этом направлении предпринимаются со стороны Посольства?

— То обстоятельство, что храм был построен в Риме — городе, который является памятником архитектурного наследия, и любое строительство нового здания здесь сопряжено с огромным количеством трудностей, говорит само за себя. Неоценимая заслуга в постройке храма принадлежит Святейшему Патриарху Кириллу, который в свою бытность председателем Отдела внешних церковных связей положил много трудов для возведения этого храма. Особый вклад в дело строительства храма внесли Посольство Российской Федерации и лично нынешний посол России в Италии Алексей Юрьевич Мешков.

— Отец Антоний, предпринимаются ли какие-то действия со стороны прихода, чтобы развить паломническую деятельность?

— Безусловно предпринимаются. При нашем храме по благословению Святейшего Патриарха функционирует паломнический центр, главной задачей которого является поддержка паломников, которых все больше и больше приезжает в Рим, чтобы соприкоснуться с его святынями. На самом деле, Рим – это живая история христианской церкви. При нашем храме есть несколько высококвалифицированных гидов, имеющих специальные разрешения, они сопровождают паломников по Вечному городу.

Мы не ставим цель рекламировать себя, но информация о нашем храме достаточно доступна, у нас функционирует сайт по адресу http://www.stcaterina.org, на котором мы помещаем информацию о тех событиях, которые происходят в жизни нашего храма, там же есть информация о работе нашего паломнического центра, который организует поездки не только для паломников из других стран, но и для обоих наших русских православных приходов в Риме. Нашим прихожанам бывает интересно побывать в тех городах, куда они сами не могут добраться. В паломнических поездках всегда присутствует священник. Вообще, наш храм наш в силу своей уникальности, в силу того, что это первый православный храм, построенный в Вечном городе, привлекает внимание многих людей. Мне часто приходится видеть информацию о нашем храме в различных журналах, брошюрах, проспектах. Недавно я летел в самолете авиакомпании Аэрофлот и увидел в бортовом журнале статью о нашем храме. Мы предоставляли редакции журнала соответствующую информацию, и статья была опубликована. Недавно был снят фильм «Русский дом на берегах Тибра», в котором отражена история и современная жизнь храма.

— Участвуете ли Вы как секретарь Администрации православных приходов во встречах с представителями Римо-Католической Церкви на территории Рима, если да, то в каких? Как вы видите развитие отношений между православными приходами в Италии и Римо-Католической Церковью в перспективе?

— Такие встречи, конечно, происходят. И происходят часто в нашем храме. Нередко гостями нашего прихода являются высокие представители Римо-Католической Церкви. Например, несколько недель назад нашим гостем был кардинал Сальваторе де Джорджи, который выразил желание посетить храм святой великомученицы Екатерины, познакомиться с его жизнью. Таких высокопоставленных гостей у нас достаточно много. Нас также приглашают принять участие в значимых событиях в жизни Римо-Католической Церкви, в конференциях, присутствовать на торжественных богослужениях.

На сегодняшний момент отношения с Римо-Католической Церковью развиваются динамично. Это связано с тем, что Римо-Католическая Церковь является одним из важных партнеров в диалоге, касающемся тех проблем и вызовов, которые стоят перед современным обществом. В первую очередь это проблема секуляризации, упадка нравственности, когда в ранг нормы возводится то, что Церковь всегда называла, называет и будет называть грехом. В этих точках мнения наших Церквей совпадают, нам есть что сказать вместе. Хочется надеяться, что наши отношения в этом направлении и впредь будут развиваться.

Беседовал Дмитрий Карпук


Опубликовано 06.09.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter