Иеромонах Геннадий (Поляков). Воздвижение Креста Господня

Иеромонах Геннадий (Поляков). Воздвижение Креста Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сёстры! Сегодня Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Сам праздник был установлен в память о том, как вновь обретённый Честной Крест был вознесён над множеством народа, окружавшего его со всех сторон. Наверное, нам не так уж трудно представить себе эту огромную толпу благочестивых верующих, когда-то стремившихся почтить святыню до такой степени, что святителю Макарию Иерусалимскому и царице Елене нужно было восходить на возвышенное место и воздвигать над всеми Святой Крест. Ведь подобное множество людей мы можем наблюдать в последние годы своими глазами во время многотысячных крестных ходов и во время поклонения различным святыням: Поясу Пресвятой Богородицы, главе преподобного Силуана Афонского, мощам святителя Николая Чудотворца.

В такие моменты человек, обычно погружённый в суету повседневных дел, растворяется в людском море и проникается благодатной энергией, пребывающей в церковном обществе. Удивительны сила веры и терпение, с которыми люди готовы на холоде или под проливным дождём выстаивать очередь к святыням в течение многих часов. Однажды среди собравшихся к мощам святителя Николая, которые привозили в наш город этим летом, встретили очень пожилую женщину. Оказалось, что она раньше без очереди уже приложилась к мощам, однако ночью святой Николай явился ей во сне и сказал: «Ты слишком легко пришла ко мне». Тогда она, несмотря на свой преклонный возраст, отстояла всю огромную очередь, чтобы ещё раз почтить святителя этим своим маленьким аскетическим подвигом. Подобные примеры народной веры дают надежду на то, что благочестие никогда не оскудеет в нашем обществе, несмотря на временные отступления от Бога.

Но в подобных всенародных событиях содержится и скрытый упрёк всем нам, священнослужителям. Ведь не только всемирно известные святые прошлых веков должны привлекать большое количество народа. Мы должны так совершать своё служение, чтобы все православные храмы всегда были наполнены верующими людьми. И не следует оправдывать себя тем, что людей привлекают только мощи святых, живших много веков назад. Ведь в любое время искренняя любовь пастыря найдёт отклик в сердцах его паствы. Так, известный греческий святой восемнадцатого века Косьма Этолийский бывал вынужден проповедовать в открытом поле, поскольку храм не вмещал многотысячные толпы собравшихся послушать его людей. Когда святой праведный Иоанн Кронштадтский путешествовал по России, то на встречу с ним собирались десятки тысяч человек.

Конечно, не каждый священник имеет дар приводить к Господу столь большое количество народа. Да и стремление любым способом собрать вокруг себя побольше верующих может свидетельствовать о тайном тщеславии, обуревающем чрезмерно активного священника. Но всё-таки пустота в храме служит грозным знамением для пастыря, может быть чрезмерно увлекшегося различными хозяйственными, финансовыми и административными делами, и при этом забывшего о тех, кто составляют Тело Христово, то есть о людях.

Однажды много лет назад меня попросили в воскресный день послужить на одном приходе. Когда в начале всенощного бдения я открыл царские врата, то увидел, что в храме, за исключением певца, нет ни одного человека. Не привыкнув к подобному, я в первый момент даже как-то растерялся. Конечно, потом наш не слишком дисциплинированный народ в небольшом количестве всё-таки подошёл. Но эта печальная картина совершенно пустого храма в начале праздничного богослужения запомнится мне, наверное, на всю оставшуюся жизнь. Это предупреждение о том, во что может превратиться наша Церковь даже в том случае, если она будет иметь красивые храмы, финансовые ресурсы и поддержку властей.

События сегодняшнего праздника также напоминают нам о том, что вся жизнь христианина является несением креста, по слову Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк 9, 23). Этот крест означает самые разные жизненные трудности, которые нам предназначено преодолеть. Он может состоять в сложном предмете, который никак не удаётся выучить, который вызывает страх или слёзы, но именно его следует освоить. Он может состоять в однокласснике, который обладает сложным, в чём-то неприятным для нас характером, но именно этого человека мы должны научиться любить и принимать таким, каков он есть. Этот крест может состоять в послушании, которое вызывает у нас недовольство и скуку, кажется нам бессмысленной тратой драгоценного времени, — но именно это послушание нужно выполнять как данное от Самого Господа. Крест у каждого свой, но можно точно сказать, что в любом случае он будет состоять в чём-то таком, что покажется нам трудным, неприятным, а в какие-то тяжёлые минуты нашей жизни даже невыносимым, отвратительным. Если в сложившейся ситуации мы проявим слабость и постараемся избежать данного нам Богом испытания, то получим только иллюзию облегчения. Ведь через некоторое время нас настигнут новые проблемы, и нам придётся снова от них убегать, постепенно всё дальше отдаляясь от Христа, распятого на Голгофе. Но если мы решим пройти указанный нам Господом путь до конца, даже лучше умереть, но не отступить и не изменить Ему, то увидим, что все трудности с Божией помощью окажутся вполне преодолимыми, и что с каждым шагом мы приближаемся к тому Честному и Животворящему Кресту, который много столетий назад могли созерцать все собравшиеся на сегодняшний праздник Воздвижения. Аминь.

Проповедь иеромонаха Геннадия (Полякова), произнесенная в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова во время Божественной литургии в день Воздвижения Животворящего Креста Господня 27 сентября 2017 года. 


Опубликовано 27.09.2017 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter