«Покаяние – это, пожалуй, единственное, о чем естественно было бы слышать в монастыре», – говорит старец Емилиан Симонопетрский. Мы с вами живем не в монастыре, но применимо к сегодняшнему дню мы скажем: «Покаяние – это, пожалуй, единственное, о чем естественно было бы слышать во время Великого поста». Оно настолько важно, что именно с него начали свою проповедь и Иоанн Предтеча, и Господь Иисус Христос. Оно и только оно является единственным ключом, который открывает небесные двери, врата мира и света. Покаяние, и призыв «покайтесь, ибо приблизилось Царствие небесное» – это самая радостная весть и самое легкое дело в жизни человека. Невозможно, чтобы Бог возложил на наши души тяжелое бремя. То, что Он постоянно говорит о покаянии как новоначальным, так и совершенным, означает, что покаяние – это хотя и нечто весьма глубокое, но одновременно и нечто простое. Оно, можно сказать, создано для всякой души, для души маленького ребенка, юного человека, человека зрелого или преклонных лет.
Из слабого человека покаяние делает крепкого воина Христова, облеченного во всеоружие добродетелей. Божественная жизнь касается его, наполняет его и через непосредственный опыт начинает питать, одевать, взращивать, и, пожалуй, самое главное, не допускает приходить в смятение, как это и подобает воину. Приобрети страх Божий, и ни страсть, ни смущение, ни грех, ни гордость, ни помысел не будут лишать тебя покоя. Покайся, и тогда ты увидишь, что борьбы нет, потому что борец – Бог, Он будет сражаться за нас. «Твои враги – это Мои враги, я Сам буду сражаться за тебя», – скажет нам Господь.
Однако на покаяние бывает очень трудно решиться. Покаяние – это дело человека сильного духом, который может перебороть в себе стыд, недоверие и страх. Это дело человека, который способен прислушаться и последовать внутреннему голосу, который пронзительно говорит ему, что нужно покаяться и измениться, что нельзя более медлить, что промедление будет шагом безумца, осознанным отказом от своего движения вперед, от духовного роста, от самого главного в жизни. Преодолев же эту грань страха, мы с удивлением, если не с ужасом, оглядываемся назад и видим, как сильна была наша зависимость от того, в чем только что мы покаялись, зависимость, которая нам давала, как мы думали, радость, но которая на самом деле держала нас на привязи, которой мы не замечали. Покаявшись, мы делаем шаг подобающий и достойный воина Христова, и после этого мы ощущаем легкость и радость.
Не следует думать, что покаяние дело сугубо личное. Это дело общее, церковное. Точно так же как подготовка крепких воинов является делом общим, государственным. Если ты изгонишь из своей жизни смятение и Сам Господь будет сражаться за тебя, то ты укрепишь, пусть в небольшой степени, и Церковь. Самое важное, что мы можем и должны делать – это быть собранными, сильными духом, непреклонными воинами Христовыми. Конечно, в жизни нам не раз придется испытать эту силу духа на практике.
Сегодня мы празднуем день Торжества Православия, которое исторически было установлено как победа над иконоборчеством. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул в своем слове в неделю Торжества Православия в 2000 году говорит, что в этот день в нашей памяти оживают «подвиги и труды, <…> взлеты и падения, примеры великодушия и человеческой слабости <…>, которые на протяжении двух тысячелетий способствовали формированию исторического лица Церкви». Наша Церковь празднует то, что «стоит на подсвечнике, чтобы входящие видели свет» (Лк 8:16), и когда этот свет освящает темноту, то становится понятно, что гонение на иконы принадлежит не только историческому прошлому. Каждый из нас причастен этому процессу формирования исторического лица Церкви, и несет за это ответственность.
Иконоборчество было попыткой государства изменить веру согласно своим нуждам. Бросая взгляд назад, в XX век, мы видим то же самое. Сегодня, возможно, впервые в истории появились силы, которые способны не только тело, но и «душу погубить», погубить человека как икону, как образ Христов. Существуют силы, способные контролировать мысли и направлять волю целых народов, которые сознательно закрывают глаза перед лицом истины, которые целенаправленно поддерживают беззаконие, а также стремятся воспрепятствовать и помешать слову, пробуждающему совесть людей.
Рано или поздно мы, сегодняшние студенты, столкнемся с этой неправдой лицом к лицу, и должны будем зажечь подсвечник истины, чтобы входящие видели свет. Мы должны будем среди этого шума донести до каждого человека глас Господень. Мы должны будем сохранить авторитет Церкви, авторитет ее слова, и через это приводить людей к истине. Но для этого нужно быть крепким воином Христа. А это возможно только через покаяние, которое изменяет нас и делает нас, слабых, сильными. Так что пусть Торжество Православия будет для нас сегодня торжеством победы над собой, торжеством истины в нас, торжеством покаяния, и только через это сегодняшний день станет торжеством Церкви в мире, истинным Торжеством Православия.
Проповедь студента 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии иеромонаха Кирилла (Порубаева), произнесенная за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 20 марта 2016 года в Неделю Торжества Православия.