Игумен Филарет (Гаврин). О новейшем периоде истории Православия в Украине

— Отец Филарет, тема Вашего доклада на конференции «Попытка объединения автокефальной и автономной церковных юрисдикций в Украине во время немецкой оккупации». Почему Вы выбрали именно эту тему научного исследования?

— Данная тема входит в число вопросов, которые затрагиваются в моей кандидатской диссертации, посвященной истории Православной Церкви в Украине в годы Второй Мировой войны. В конце 2007 года сотрудниками Центрального Государственного архива Высших органов власти Украины был обнаружен и систематизирован ряд документов, касающихся жизни Православной Церкви на оккупированной немцами украинской территории. Многие из этих документов содержали данные, представляющие немалый интерес для исследований. По благословению ректора Киевской духовной академии и семинарии архиепископа Бориспольского Антония кафедрой Истории Древней Церкви и Православия на Руси КДАиС была предложена тема кандидатской диссертации, в ходе написания которой эти материалы могли быть использованы и введены в научный оборот. Я давно интересовался вопросами церковной истории новейшего периода и поэтому решил заняться разработкой данной темы. Мне удалось изучить некоторые фонды государственных архивов г. Киева, а также обширную историографию. Неоценимую консультационную поддержку в моем исследовании оказал профессор М.В. Шкаровский, предоставив в мое распоряжение ряд важных архивных данных, обнаруженных им во время научной работы в Германии. В своей диссертации я ставил задачу комплексно представить различные стороны жизни Церкви в Украине в годы оккупации. Церковная деятельность в изучаемый период времени обуславливалась множеством внешних и внутренних факторов, весьма сложных и противоречивых. Они, в различной степени, оказывали влияние на жизнь всей Церкви, ее иерархов, представителей духовенства и мирян. Мой доклад посвящен лишь одному из основных эпизодов истории Православия в Украине в оккупационный период.

Игумен Филарет (Гаврин). О новейшем периоде истории Православия в Украине

— Являются ли эти использованные в диссертации архивные документы уникальными? Какова их особенность?

— Ситуация в церковной жизни Украины значительно отличалась от ситуации на других оккупированных территориях, ввиду того что, кроме давления на Церковь со стороны немецких властей, возник еще и церковный раскол. Так, с начала немецко-фашистской оккупации в Украине образовались две юрисдикции: каноническая Автономная Церковь, являвшаяся частью Церкви Русской, и автокефальное образование, явно раскольническое, преследовавшее в первую очередь политические цели. Главная особенность и важность используемых в работе архивных документов состоит в том, что они в деталях в очередной раз свидетельствуют о той исключительно сложной и противоречивой ситуации, в которой находилась Церковь в Украине в оккупационный период. Кроме того, многие из этих документов описывают или конкретизируют ряд отдельных событий и эпизодов церковной жизни того времени. Большинство из этих документов впервые вводятся в научный оборот.

— Какова была реакция духовенства и народа на столь непростую военно-политическую ситуацию?

— Украинское автономное духовенство и миряне проявляли высочайший патриотизм и исповедничество православной веры, о чем свидетельствует множество документальных фактов. Одной из самых важных, самых главных заслуг украинского епископата, духовенства и мирян, принадлежавших к канонической Автономной Церкви, безусловно, является сохранение Православия на территории Украины в оккупационный период. Автокефалисты и оккупационные власти всячески пытались способствовать развитию раскола. Но украинский народ в большинстве своем поддерживал Церковь Автономную. Только 30% приходов по всей Украине принадлежали к автокефалистам. В Киеве и в восточных областях влияние автокефалистов было минимальным.

— Как относились немецкие власти как к канонической Автономной Церкви, так и к автокефалистам?

— Что касается немецких оккупационных властей, то несмотря на сложную военную ситуацию они проводили на занятых восточных территориях четкую религиозную политику, в основе которой лежал принцип разделения. Как известно, еще в довоенное время нацистские идеологи занимались разработкой основ новой религии, являющей собою синтез сатанизма и язычества. В будущем, в случае своей мнимой «победы», они планировали ввести эту новую нацистскую религию как обязательную для всех граждан своей империи. Их политика на оккупированных территориях, безусловно, была направлена исключительно на разделение и, в конечном итоге, на уничтожение христианской Церкви. Церковное возрождение в занятых немцами областях ни в коем случае не было заслугой оккупационной власти. Во время немецкой оккупации открывались храмы, возрождалась приходская и монашеская жизнь, но это было связано не с желанием немцев возродить церковную жизнь, а исключительно с целью завоевать доверие населения. Подлинной причиной возрождения церковной жизни в то время явилась православная церковность нашего народа, не исчезнувшая даже в результате жестоких предвоенных гонений.

Что же касается конкретных действий в отношение автономной и автокефальной церковных юрисдикций на занятых украинских территориях, то вначале немецкие власти поддерживали автокефалистов, в противовес Московской Патриархии. Впоследствии, ввиду того что автокефалисты были очень тесно связаны с националистическим украинским движением, немецкие власти несколько обеспокоились и стали проводить «равноудаленную» политику в отношении как автономной, так и автокефальной юрисдикций. Основой их религиозной политики оставалось разделение. Немцы были крайне заинтересованы, чтобы на оккупированных территориях существовало как можно больше отдельных религиозных образований. По их замыслу, это должно было значительно ослабить позиции канонической Церкви и явиться разделительным фактором среди населения. Поэтому, безусловно, они всячески потворствовали церковному расколу.

— Отец Филарет, конечно же, величайшей болью для всей Церкви является кровоточащая рана церковного раскола на Украине. Какие тенденции относительно уврачевания этой раны предпринимаются на данным момент?

— В одном из своих обращений Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир отметил, что расколы — это кровоточащие раны на теле Церкви, требующие искусного и внимательного лечения. Процесс этот весьма непростой. Со стороны священноначалия, духовенства и мирян нашей Святой Церкви выражается стремление сделать все возможное, чтобы уврачевать боль раскола. Православная Церковь обращена к сотрудничеству со всеми, кто заинтересован в прекращении церковного разделения и готов к конструктивному диалогу, основанному на принципах подлинной церковности и каноничности. На разных уровнях постоянно звучат обращения к нашим братьям и сестрам, пребывающим вне ограды канонической Церкви и вне евхаристического общения. Одними из самых важных средств в преодолении раскола является всемерное укрепление церковного единства и наша соборная молитва ко Господу о всех тех, кто пребывает в заблуждении. Поэтому особую важность для всех нас имеют визиты в Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Общая молитва Святейшего Патриарха Кирилла, Блаженнейшего Митрополита Владимира, епископата, духовенства и мирян нашей Церкви являет подлинный пример соборности и духовной силы, способной противостоять всякому расколу. Мы верим, что Господь услышит наши молитвы и церковное единство в Украине будет восстановлено в полной мере.

Беседовал: Вадим Лозовский


Опубликовано 14.05.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter