Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе братья и сестры! В сегодняшнем утреннем Евангелии мы будем слышать о путешествии Луки и Клеопы в Эммаус.
Апостолы Лука и Клеопа, несмотря на то что Иисус Христос уже столько времени проповедовал и сотворил много чудес, все же усомнились в Его Божественном Мессианстве и продолжали представлять его в роли земного царя, который бы «избавил Израиль» от политической зависимости. Вот как пишет об этом Евангелие: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло». (Лк 24:21) Однако еще не наступила Пятидесятница и апостолы все еще оставались слабыми в вере.
В этом евангельском отрывке явно прослеживается тема веры и неверия. Вера, по апостолу Павлу, есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр 11:1), то есть убедительное осознание существования того, что существует вне нашей земной реальности. «Вера есть осознание присутствия Божественной реальности в нашей жизни без всяких доказательств». Воскресение Христово и есть сверхестественное чудо для нашей природы. Вопрос веры в Божественное бытие являлся всегда самым главным в истории человечества. В зависимости от его решения и определялись всегда социальные отношения и развитие человека.
Всех в мире людей можно условно поделить только по двум категориям: верующий и неверующий. Часто в нашей жизни настоящую веру заглушают всевозможные суеты мира сего, и мы не отдаемся полностью главному своему предназначению – поиску Царства Божия. Порой мы «привыкаем ко всему церковному» и в то же время перестаем быть церковными. Мы отвлекаемся на второстепенное и не обращаем должного внимания на Христа, Который идет рядом на пути нашего спасения. Мы порой не слышим Его, идущего рядом и разговаривающего с нами. Федор Михайлович Достоевский пишет, что все в мире сводится к войне Бога и дьявола, а полем этой битвы является сердце человека. Чтобы не сбиться с этого пути нужно внимательно держать компас своей души по направлению к Богу, нужно уметь всегда различать суть от суеты и помнить, что многое в жизни дается только с одним шансом, где ошибки просто недопустимы.
«Весь мир лежит во зле» (1 Ин 5:19), царствует в обществе гедонистическая парадигма сознания, нацеливающая человека на получение свободы, максимум удовольствия и комфортной жизни, а ведь «душа человека по природе христианка», и, удовлетворяясь в этих благах, мы все равно не находим счастья в душе. Но все же несмотря на тяжесть жизненного пути, мы должны следовать за Христом, помня, что Он для нас является в спасении «помощником и покровителем».
Чтобы не сбиться с правильного пути и усилить веру, необходимо пребывать в Богообщении. Именно этому учит нас сегодняшнее Евангелие. Здесь можно выделить два аспекта: изучение Священного Писания и Евхаристия. Этими двумя способами призывал Господь Луку и Клеопу к вере в то, что Он есть не земной, а Небесный, Божественный Мессия. Поначалу по пути Христос, на основании Писания, им открывал Себя, а затем, когда они пришли в дом – через преломление хлеба, которое, по толкованию Святых Отцов, символизировало Евхаристию. Эти два аспекта необходимы для спасения. Ведь в духовной жизни нет насилия. Как ученики прежде познания Христа через преломление Хлеба отказались от своих ложных представлений о Мессии, так и у нас «личной встрече со Христом предшествует ощутимая духовная и интеллектуальная работа».
«Такое укрепление веры и способствует тому, что вера перестает быть только областью разума, а становится силой, захватывающей все человеческое существо», как говорил в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Кирилл. На пути в город Иисус проповедовал, и от Него у учеников «горели сердца», однако понимание того, что пред ними Христос, наступило именно в преломлении Хлеба. Так и в нашем спасении в общении с Богом ключевое место занимает великое Таинство Евхаристии.
Пусть Всемилостивый Господь поможет нам на пути спасения, чтобы всегда мы слышали Его, идущего рядом и разговаривающего с нами и наша жизнь стала Христоцентричной. Чтобы мы научились пребывать в истинном Богообщении. Аминь!
Проповедь студента I курса магистратуры Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Иоанна Сологуба, произнесенная в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова на всенощном бдении 8 декабря 2012 года.